Что выбрать в качестве домашней акустической системы: колонки Hi Fi или мониторы студийного типа?

10.10.2022
Автор: Михаил Лизунов
Что выбрать в качестве домашней акустической системы: колонки Hi Fi или мониторы студийного типа?

Любой человек, хоть немного разбирающийся в аудио оборудовании, точно знает, что главной функцией студийных мониторов является предельно чёткое воспроизведение подаваемого на них звука без снижения качества или его повышения. Поэтому у некоторых людей возникает адекватный вопрос: а почему бы не пользоваться такой акустикой дома, подключая её к компьютеру или иной передающей звук системе. В нашей обзорной статье будем обсуждать основные плюсы и существующие минусы студийных мониторов в аспекте использования их в квартире или частном доме, а также рассудим, насколько эта идея хорошая.

Студийные мониторы: особенности и функционал

Студийные мониторы

Если подойти с околонаучной точки зрения, то можно выявить, что студийные мониторные системы производятся по проектам, позволяющим обеспечивать равномерную на весь возможный максимум амплитудно-частотную характеристику передаваемого звука (АЧХ), минимально возможные по уровню искажения, а также оптимальный уровень детализации всех составных частей звуковой дорожки вне зависимости от её характеристик и изначального качества. Звукорежиссёр или иной специалист, работающий со звуком профессионально, при использовании студийных мониторов может полностью рассчитывать на ровный в плане тона баланс передаваемого звука и нейтральность звучания, а также на возможность слышать любые, даже самые небольшие нюансы и огрехи, которые могли быть допущены при записи и последующем сведении обрабатываемого звука.

Впрочем, компактные варианты мониторов для работы на небольших расстояниях обычно имеют крайне плохие показатели в плане передачи низких частот. Первой причиной становится совсем небольшой размер корпуса акустической системы, в которую просто не поместятся полноценные динамики для передачи басов. Второй причиной является специфика работы мониторов: они обычно настраиваются так, чтобы воспроизводить средние и низкие частоты с минимально возможными искажениями, а отстроенные на максимальное качество передачи басы будут просто забивать важные для звукопередачи средние частоты и ухудшать общее качество передаваемого звука.

Обычно современные мониторы студийного плана имеют встроенный собственный усилитель, оптимально в рабочем плане согласованный с акустической системой и встроенными в неё динамиками. По этой причине покупателю не нужно слишком долго выбирать дополнительные элементы аудиосистемы, собирать их в единое целое и муторно настраивать для качественного звучания. Сейчас достаточно популярны активные колонки и системы для домашнего использования, которые, впрочем, обладают немного другой задачей изначально: они предназначаются для удобного и максимально простого использования наряду с достаточно привлекательным и качественным Hi Fi звуком, вполне адекватного для любительского прослушивания уровня.

Ещё интереснее становится, если попробовать трезво оценить сложившуюся на рынке обстановку. Если сравнить цены на качественную акустику полочного типа, выпускаемую известными и маститыми брендами, с мониторными системами бюджетного и среднего ценового сегмента, то вы обнаружите, что по деньгам они практически одинаково стоят. Безусловно, здесь стоит учитывать, что более качественные мониторы, работающие на дальние расстояния и оптимально передающие звук, обойдутся в плане ценника значительно дороже. Но и дома такие системы применять, конечно, будет откровенно странным решением.

Добавим также немного негатива, обойтись без этого, увы, не получится. Действительно качественные мониторы не будут сглаживать недостатки и шероховатости в воспроизводимом звуке, наоборот, они из будут всячески подчеркивать, акцентируя на каждом из них внимание. Это крайне важно для работы со студийными записями и при сведении звука, однако при использовании дома для настоящего аудиофила это может сыграть откровенно злую шутку: при прослушивании любимых композиций они смогут потратить немало нервов и приобрести не один седой волос, обращая внимание не на мотивы и лучшие моменты трека, а на небольшие недостатки и негативные особенности звучания.


Стандартная акустика или студийные мониторы? Выбираем лучшее

Многие неискушенные слушатели, которые ранее пользовались исключительно Hi Fi акустикой дома, могут посчитать, что качество звучания студийных мониторов для них совершенно не выразительно. Связано это с тем, что на такой акустике практически отсутствует подъём в области передачи средних тонов, который в хай фай акустике большинством производителей намеренно выводится на более "вкусный" для слуха уровень. По этой причине многие люди быстро устают от чрезмерной аутентичности передаваемой мониторами музыки, включают любимые треки на значительно менее качественных обычных колонках и радуются, слушая привычные мотивы.

Важным моментом в плане эргономичности использования является также компоновка системы управления и коммутации. У Hi Fi акустики, даже у самых портативных моделей, часто имеется пульт дистанционного управления и удобная система для работы с основными функциями воспроизведения, выведенная на фронтальную панель колонок или их боковую часть. На студийных мониторах всё управление обычно располагается на задней части колонки, поскольку при студийной работе все параметры обычно настраиваются однократно (уровень реального усиления, сила передачи низких и высоких частот, иные параметры), после чего иные настройки производятся на пульте микшера или с использованием специализированного программного обеспечения. Настройки для каждого монитора обычно индивидуальны. Параллельное подключение, когда одна из колонок подключается кабелем к другой (характерный для Hi Fi акустики вариант) встречается обычно только в бюджетных моделях студийных мониторов.

Подключение студийных мониторов

В профессиональной технике чаще начинают встречаться коннекторы Jack или XLR типа, подключаемые с использованием балансного типа соединения. В качестве достаточно удачного варианта акустической системы, использующейся для дома или квартиры, может выступать такой тандем: ближние студийные мониторы и предусилитель стримерного типа (с разъёмом XLR) и наличие возможности прямого управления с микшерного пульта. Если у вас нет в наличии источников балансного типа, то проблем нет, поскольку вопросы подключения оборудования просто решаются наличием нужных кабелей и переходников. Для прямого подключения студийного звукового оборудования к ПК вы можете применять функции, предоставляемые звуковой внешней картой с коммутацией балансного типа.

В звуковом оборудовании студийного типа далеко не всегда используются привычные для дома варианты входов (колокольчиков RCA типа. мини джек, других), поэтому стоит задуматься о том, чтобы вместе с акустикой сразу приобрести нужные комплекты кабелей, не забывая об их качестве и соответствующей длине. Подключение к студийным мониторам сразу нескольких источников звукопередачи возможно через небольшой микшерный пульт (здесь не стоит замахиваться на профессиональное оборудование, достаточно устройства бюджетного или среднего ценового сегмента).

Обсудим вопросы, касающиеся дизайна и внешнего вида. Обычно Hi Fi акустика для дома производителями изготавливается в нескольких вариантах дизайна для гармоничного и продуманного использования в разных интерьерных стилях. Мониторы студийного плана обычно делают в достаточно лаконичном дизайне одного цвета. Обычно это чёрный или тёмно-серый корпус без любых видов изысков в плане дизайна, ведь основными функциями здесь являются долгий срок службы и практичность. При использовании в продуманной стилистике комнаты студийные мониторы нередко вызывают т.н. "фактор супружеского неодобрения" (когда муж или жена, мягко говоря, не совсем по достоинству оценивают наличие такой техники дома).

Крайне немаловажным, но не очень очевидным с первого взгляда является ещё один момент: наличие различных негативных факторов дома, которые могут потенциально навредить достаточно дорогостоящей акустике. В типичной домашней акустике хай фай типа есть защитные блоки, предусматривающие наличие минимальной, но всё же защиты, от когтей домашних питомцев и иных видов механических повреждений, которые могут повредить динамики и значительно ухудшить качество звука. Студийные мониторы значительно менее защищены, так как при их разработке не используются внешние защитные сетки из металла или ткань для защиты, которая отлично пропускает звук. Это обстоятельство также важно учесть, чтобы потом не плакать, отсчитывая деньги на очень дорогой ремонт.

Студийные мониторы обычно не продаются попарно, их можно приобрести по 1 штуке. Оптимально при выборе пары мониторов студийного типа брать их, естественно, от одного производителя, а также стараться подбирать так, чтобы серийные номера были максимально близко друг от друга: этот лайфхак позволит повысить вероятности совершенно идентичной сборки и совпадения характеристик в плане звучания, качества, звуковой передачи. Дополнительно к студийным мониторам у некоторых брендов можно найти аналогичный в плане серии и модели компактный сабвуфер, который значительно расширит диапазон звучания в плане басов и сделает передаваемый звук богаче, насыщеннее, ярче.


Студийные мониторы

Что в итоге?

Идея приобретения не привычной хай фай акустики для дома, а мониторов студийного типа, на самом деле, точно имеет право на жизнь. Это достаточно интересный и практичный вариант, обладающий рядом весомых преимуществ для истинных ценителей хорошего звука. Акустика, относящаяся к категории профессиональной, имеет максимально выверенный баланс в плане передачи любой тональности и иногда раскрывает перед благодарным слушателем даже больше звуковых особенностей трека, чем ему самому хотелось бы. Впрочем, с другой стороны, мониторы имеют и все недостатки профессиональной звуковой аппаратуры, поскольку для их нормальной эксплуатации потребуется значительно больше практических навыков и теоретической подкованности, чем для Hi Fi акустики, которую достаточно просто подключить и включить вовремя.

Что стоит подобрать именно вам для своего дома? Каждый, как говорится, выбирает для себя: с одной стороны на чаше весов детализированная и максимально точная передача звука и наличие встроенного в акустике собственного усилителя, а с другой - непростая система коммутации и отсутствие выбора в плане дизайна. Мир современных аудиосистем хорош тем, что позволяет легко найти подходящий именно вам вариант из большого числа присутствующих в ассортименте брендов моделей.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ