Звук вокруг: особенности и сравнение форматов Dolby и DTS

03.04.2025
Автор: Гарипов Ильгам

Домашний кинотеатр

Совершенство звучания — важная часть нашего опыта, когда мы имеем дело с музыкой, кино или играми. И речь идет не только о передаче частотного диапазона и отсутствии искажений. Расширить и усилить впечатления от медиа нередко помогает объемный звук, с которым аудио буквально обретает новое измерение.

Сегодня поговорим о том, какие технологии стоят за системами объемного звучания и как выглядят и звучат их самые актуальные версии. А в конце представим подборку устройств, которые помогут по полной погрузиться в звук любимых фильмов и альбомов.

История объемного звучания

Объем звуку придает многоканальность — чем больше источников в звуковой дорожке, тем реалистичнее иллюзия погружения. Технологии проделали огромный путь от первых записей в моно до современных систем 7.1. Ключевую роль здесь сыграло развитие кинематографа — режиссеры стремились использовать возможности звукового кино по максимуму, и первые эксперименты с многоканальностью стали заслугой студии Уолта Диснея еще в 1940 году. Тогда легендарный мультфильм «Фантазия» показывали, используя систему из десятков колонок, игравших величественный оркестровый саундтрек.

Но полноценное развитие эта технология получила благодаря вкладу инженера Рэя Долби, который знаменит многими инновациями в кинозвуке. Главное его детище — стандарт Dolby Stereo, который выстрелил с премьерой «Звездных войн» Джорджа Лукаса в конце 1970-х. Суть формата заключалась в разделении основного саундтрека на правую и левую стороны, как в стереосистемах, но с добавлением дополнительных каналов — центрального для диалогов и заднего для фоновых эффектов.

Из кинотеатров технология перекочевала в домашние системы, а в дальнейшем трансформировалась в форматы семейства Dolby Digital, которые еще больше расширяют панораму звука — вплоть до включения вертикального измерения.

Всё это время стандарт Dolby остается незыблемым лидером индустрии благодаря своей истории и статусу, но с начала 90-х ему приходится делить рынок с DTS (Digital Theatre System). Этот формат в первые же дни заручился поддержкой другого знакового автора семейной фантастики — Стивена Спилберга, который выбрал его для своего «Парка Юрского периода», запустив историю борьбы за сердца и уши режиссеров, владельцев кинотеатров и простых зрителей.

Dolby Digital и DTS — в чем отличие?

Dolby Digital и DTS — в чем отличие?

Dolby своими корнями уходит в аналоговую эпоху, но DTS появился уже в самый разгар цифровой. Многие его сторонники, включая того же Спилберга, считают, что именно поэтому он более оптимизирован для работы со звуком в наши дни.

Техническая разница действительно есть. И Dolby, и DTS — это кодеки, которые обрабатывают аудио и синхронизируют его с видео. Ключевым параметром здесь принято считать битрейт — то, с какой скоростью данные считываются из источника. DTS демонстрирует гораздо более высокий битрейт, причем чем выше качество медиа, тем разительнее разница. Если на Blu-ray этот формат мог предложить 1,5 Мбит/с против 768 кбит/с у Dolby, то в HD-форматах отличия куда более серьезны: стандарт DTS-HD выдает 6 Мбит/с, тогда как Dolby Digital Plus — «всего» 1,7 Мбит/с.

Но так ли важна эта разница? Dolby Labs утверждают, что, несмотря на меньший битрейт, их кодеки обладают большей эффективностью и могут выдавать больше информации при невысокой скорости потока. Большинство пользователей действительно сходится на том, что разница между форматами минимальна, и выбор в пользу одного из них зависит скорее от опций, доступных в выбранной аппаратуре и медиа, чем от личных предпочтений. По крайней мере, это справедливо для уже ставших привычными систем 5.1 и 7.1, создающих многоканальный звук в горизонтальной плоскости. Но не так давно звук приобрел третье измерение — а вот здесь уже не всё так просто.

Dolby Atmos и DTS:X — разница все-таки есть?

Актуальные технологии стремятся создать не просто объемное, а именно трехмерное аудио, в котором место традиционных каналов занимают звуковые объекты. Дорожки не просто разбиваются по панораме — теперь на стадии сведения в них могут выделять отдельные источники звука, например, персонажей или музыкальные инструменты, и настраивать параметры для каждого из них в отдельности. Такой подход позволяет слышать разные секции оркестра, как в реальном зале, или более четко понимать, где находится ваша цель в компьютерных играх.

К физической реализации новой технологии Dolby и DTS подошли по-разному. Версия Dolby получила название Atmos. Этот стандарт расширяет типичные многоканальные системы и стремится создать купол звука вокруг зрителя или слушателя. Это достигается с помощью добавления вертикального измерения — потолочных колонок или направленных вверх саундбаров, создающих иллюзию полного погружения. Если в фильме что-то пролетает над головой героев, это будет отражено и на вашей домашней системе.

Dolby Atmos и DTS:X

DTS:X менее требователен к дополнительной аппаратуре и показывает отличные результаты на обычных сетапах. Для раскрытия потенциала ему достаточно системы 5.1 или 7.1 и совместимого усилителя или ресивера. Также в DTS:X встроены настройки громкости для каждого объекта, что позволяет более тонко настраивать фоновые шумы или диалоги для комфортного просмотра и игры. И, конечно же, новейшие кодеки DTS не изменили традиции и сохранили в разы более высокий битрейт, чем у Dolby.

Однако, сегодня и различия между Dolby Atmos и DTS:X начинают размываться. Разработчики продолжают работать над освоением рынка и добавлением функциональности, и теперь оба стандарта обладают высокой гибкостью и способностью подстраиваться под пользователя. «Подглядев» у конкурентов, Dolby теперь предлагает версии Atmos для наушников и телевизоров, но и DTS не отстает, уступая только в количестве совместимого контента на стримингах.

AV-ресиверы с поддержкой Dolby и DTS

Если разница не так высока, зачем выбирать? Индустрия, наученная технологическими войнами прошлого, решила не делать ставку только на один стандарт, поэтому во многих современных системах предусмотрена поддержка и Dolby, и DTS. В этой подборке — четверка AV-ресиверов и процессоров, предлагающих оба формата и множество дополнительных функций.

Denon AVC-A1H

Ресивер Denon AVC-A1H

Настоящий мозговой центр для современной мультимедиа-системы, вобравший в себя все, о чем можно не только мечтать, но и вообще подумать. Здесь реализованы не только Dolby Atmos и DTS:X, но и дополняющие их Dolby Vision и IMAX Enhanced, выводящие картинку и звук на новый уровень. К 15 возможным каналам с поддержкой HDMI 2.1, Smart TV, WiFi и Bluetooth можно подключить любую конфигурацию, которую захочет сердце. А управлять всем этим можно одним движением пальца или вообще без рук — в комплекте и пульт управления, и поддержка голосовых помощников, и сертификация сервиса Roon.

Anthem MRX 740 8K

Anthem MRX 740

Модель с удобным дизайном и поддержкой 8K. На борту — семь каналов усиления и процессор для 11.1-канальной системы, поддерживающей Dolby Atmos и DTS:X. Для управления широкими настройками Anthem разработали собственный веб-интерфейс, в котором можно отрегулировать все нюансы работы, используя телефон, планшет или ноутбук. Особенность ресивера — в фирменной технологии ARC Genesis, которая автоматически определяет параметры помещения и подстраивает звук для наилучшего опыта.

Marantz Cinema 30

AV-ресивер Marantz Cinema 30

Внушительный Hi-End ресивер направлен на то, чтобы выдавать мощный звук и делать процесс управления им максимально удобным. Корпус спроектирован так, что на задней панели открыт доступ к самым нужным вариантам подключения — все менее используемые гнезда спрятаны под передней крышкой. Cinema 30 предлагает нетипичную конфигурацию — 11.4 с четырьмя независимыми сабвуферами и поддержкой беспроводного стриминга. Ресивером можно управлять с помощью встроенной мультирум-системы HEOS. Также в устройство встроена система микрофонов, используемых для автоматического подбора параметров звучания для вашей комнаты — ее можно «прокачать» платным сервисом Dirac Live, добавляющим интеллектуальную регулировку басов.

McIntosh MX170

Процессор McIntosh MX170

Топовая модель с полным набором цифровых и аналоговых входов, поддержкой 4K Ultra HD и воспроизведением 3D-фильмов. Конфигурация 15.1 полностью настраивается через пользовательский интерфейс с возможностью задать имя каждому отдельному каналу. Альтернатива — автоматическая настройка через систему RoomPerfect, учитывающей пространство вокруг. Неиспользуемые каналы можно использовать для двухполосного усиления или дополнительных сабвуферов. И, конечно же, процессор отлично работает с Dolby Atmos и DTS:X, а также с их бельгийским аналогом Auro-3D.

Подберите систему для объемного звучания в Галерее «Назаров»

Современные технологии и оборудование могут дать нам полное погружение в любые фильмы, альбомы и игры. Подберите аппаратуру и акустическую систему вашей мечты вместе с экспертами нашего салона.


Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ

Товары, участвующие в акции:

Ресивер Marantz CINEMA 30 Silver
Ресивер Marantz CINEMA 30 Silver
Артикул: 324345
В избранное
В избранном
 
549 900 ₽
Ресивер Marantz CINEMA 30 Black
Ресивер Marantz CINEMA 30 Black
Артикул: 324344
В избранное
В избранном
 
539 990 ₽
AV процессор McIntosh MX170
AV процессор McIntosh MX170
Артикул: 217260
В избранное
В избранном
 
3 442 490 ₽
AV ресивер Denon AVC-A1H Silver
AV ресивер Denon AVC-A1H Silver
Артикул: 325118
В избранное
В избранном
 
819 990 ₽
AV ресивер Anthem MRX 740 8к
AV ресивер Anthem MRX 740 8к
Артикул: 285008
В избранное
В избранном
 
674 900 ₽
AV ресивер Denon AVC-A1H black
AV ресивер Denon AVC-A1H black
Артикул: 294485
В избранное
В избранном
 
799 990 ₽ -31% — экономия 250 000 ₽
549 990 ₽