Винил или цифра: что выбрать?

27.02.2023
Автор: Алексей Алексеев
Винил или цифра: что выбрать?

Музыкальное оборудование на сегодняшний день стало более доступным, нежели раньше. Можно без проблем воспроизвести любимую музыку с телефона, и это в особенности впечатляет, что с физическими аудио носителями не повторилась судьба видеокассет. Чем так очаровывают древние виниловые диски, что в них такого необычного?

График результатов музыкальных продаж свидетельствует о том, что спрос на винил увечился, а продажи дисков пошли на спад. Согласно данным РИА «Новости», продажи пластиковых пластинок в 2022 году выросли почти на тридцать процентов. Поэтому винил мог находиться на последней позиции по сравнению с бесконечным потоком, но он преодолел CD.

Возвращение к винилу отображает с одной стороны наивное ностальгическое восхищение потребителей, с другой стороны это может быть воспроизведение уникального звука с действительно магическими нотками. Ну, начнем с основных вопросов.

Принцип работы виниловых проигрывателей и цифровых аудиоплееров?

Принцип работы виниловых проигрывателей и цифровых аудиоплееров?

Какой бы аудионоситель не был в результате, первое, что нужно сделать, - это сама запись. Сигналы звука записываются с электроакустического прибора, преобразующего акустические колебания в электрический сигнал или прямо с электроинструмента, а затем они сводятся и выравниваются к желаемому балансу, ширине и оттенку (о самом процессе немного речь).

Создание виниловой пластинки происходит посредством того, что готовые треки передаются на редуктор, нарезающие дорожки на специальных лаковых дисках. Волна звука задает форму канатов, нарезающих машину. После этого этот на лаковый диск наносится металл, чтобы создать негативный металлический отпечаток «мастера». Отпечаток монтируется в устройстве, генерирующем усилие, которое многократно превосходит приложенное изначально и оставляет след на заготовках из винила, что приводит к получению известных нам пластинок.

В процессе воспроизведения записи игла стилуса плеера движется за записной дорожкой и получает звуковую команду через небольшой электромагнитный прибор – картридж. Реализовано может быть по двум технологиям: движущего магнита и подвижной катушки. Следом за проведением фонокорректора и усиления мощности, образуемый ток активизирует движение динамиков, воспроизводящих записанный звук.

Винил имеет несколько ограничений. При записи низкого звука и в ситуации, когда громкость очень высокая, есть вероятность того, что игла может выскочить из дорожки и вызвать пропуски в воспроизведении. Учитывая этот нюанс, инженеры используют определенную микшовую технологию до записи музыки на диски – для того, чтобы избежать пробелов и недочетов в трекинге. Одним из распространенных решений является расположение басов по центру стерео микса.

Если частоты высокие, то здесь также не все так просто: дорожка, выстроенная на пластине, имеет несметное количество микроскопических переходов - поэтому игла идет по очень мелким переходам, которые не всегда можно с точностью отобразить. В конечном счете, может произойти нежелательная шипящая приглушенность при звучании согласных звуков и прочих звуков с высокой частотой.

Теперь проведем параллель между винилом с цифровым устройством, где запись аудио сигнала передается по АЦП-преобразователю к ПК и хранится в виде 1 и 0. Преобразование входного аналогового сигнала в дискретный код зависит от количества дискретных и битных частот. К примеру, записи на компакт-диске имеют дискретную частоту 44,1 кГц. Соответственно преобразование сигнала в дискретный код будет проходить 44100 раз за 1 секунду времени и на каждую выборку будет записано 16 битов данных. В этой ситуации проигрывание строится на считывании цифровых данных, а также их обработке в АЦП, с дальнейшей передачей мощного сигнала гарнитуре или колонкам.

Сейчас, когда мы имеем основное понимание работы обоих форматов, проведем их сравнение и попытаемся выявить лидера.

В чем отличие качества звука винила от «цифры»?

В чем отличие качества звука винила от «цифры»?

Для начала дадим определение ключевым понятиям. Винил – это современные, качественно записанные пластинки, проигрываемые с помощью лучших доступных устройств.

Что касается «цифры», то это, прежде всего, компакт-диски или файлы 16 битах/44 1kГц без потерь, которые можно воспроизводить с помощью лучших доступных устройств. Похоже, что цифровые форматы имеют расширенные возможности, но файлы 16/44.1 часто применяются для коммерческого тиражирования. Стоит отметить, что повышение частот преобразования непрерывного сигнала в последовательность чисел и глубины битов повысит показатели «цифры».

Частотный характер и искажение

Частотный характер и искажение

Виниловые пластинки могут охватить целый спектр частот слуха человека и еще более: значения колеблются около 7 Гц и 50 КГц, исходя из используемой техники и использования низкочастотных фильтров.

В то же время не все так точно, потому что характеристики могут быть различны даже на одной пластинке: когда игла плеера движется от внешнего края до центра записи, а условное окружение уменьшается, выделение и воспроизведение мельчайших деталей с высокой частотой затрудняется.

Проигрыватель винила

Проигрыватель винила

Условные точки, где «теплые и световые» ошибки оказываются раздражительными, каждым слушателем воспринимаются по-разному. В случае винила суммарная равномерная искаженность THD составляет от 0.4 до 3 процентов. При том, что данные показатели у «цифры» обычно выше 0.001 процента. Если проигрывание записей происходит на неправильно настроенном проигрывателе, внутренние дорожки будут создавать более ощутимый искажающий эффект.

Динамический разброс

Разница между высоким и низким звуком в цифровом формате на 16 бит и 44,1 кГц составляет более 90 децибел, динамический диапазон винила между громким и тихим звуком составляет около 70 децибел. Отсюда следует, что динамический диапазон записей на цифровом формате весьма выше, нежели на виниле.

Разбежка каналов

Разбежка между каналами винила около 30 децибел, а у «цифры» - более 90 децибел. Поэтому теоретические возможности винила создавать звуковые сцены имеет ограничение, чего нельзя сказать про их цифровых собратьев.

Механические и поверхностные шумы

Винил образует звук низкой частоты, т.н. рокот, который часто исходит из подшипников приводного устройства. Не исключено также то, что рокот в высококлассных проигрывателях может стать причиной деформирования пластинки и это будет проблематично для воспроизведения записей на аудио системах с низкой частотой. А даже если рокот не заметен на слухе, он способен вызвать интермодулирующие искажения при взаимодействии с разными частотами звука.

Кроме того, пылевые частицы, которые попадают на пластину, могут вызывать неприятные звуки в процессе проигрывания. Игла с течением времени может вдавить пыль в винил, так что появится трещина и хлопок, которые могут врасти в пластину. Этих проблем лишен цифровой формат воспроизведения записей и CD-диски, так как их считывают лучи света и исправляют недочеты.

Неравномерная скорость

Воспроизводящее звук устройство способно вносить маленькие изменения скорости проигрывания, которые называют детонацией "воздух и пламя". Хороший проигрыватель винил отклоняет скорость менее 0.05 процента. Впрочем, следует отметить, что в первоначальной записи может быть неравномерная скорость - из-за недостатка аналогового студийного оборудования. Все дело в том, что цифровые системы используют точную передачу времени, носители данных, подобные записи не поддаются детерминации.

Поэтому правильный винил-плеер может обладать весьма интересными параметрами, однако, если сравнить основные параметры компакт-дисков, различие будет явным: цифровые системы более точные и устойчивые.

Аналоговые звуки

У винила есть какие-то недостатки в отношении технических параметров, но далекие параметры от нормы абсолютно не говорят о том, что формат устарел: есть те слушатели, которым нравится несовершенство звука. Что касается цифровых аудио систем, то они зачастую подвергались критике за «холодность» и «отсутствие тепла» в аналоговых системах. Если в серьез, то такое мнение не очень хорошо соответствует тому, как сегодня создаются музыкальные произведения.

В настоящее время к записи музыки исключительно на аналоговом оборудовании прибегают крайне редко. Например, на магнитной ленте можно записывать альбом, а потом загрузить в цифровой DAW аудио редактор, чтобы последующим образом свести и выровнять к желаемому балансу, ширине и оттенку. Другой музыкальный релиз можно целиком записать и списать в цифровой форме, а затем мастеринг производится с помощью аналоговых устройств.

Влияние мастеринга на звук записей

Влияние мастеринга на звук записей

Особых измеряемых звуковых преимуществ винил не имеет, однако, у него есть некоторые чувствительные для слуха преимущества - если материал исходит из хорошего мастеринга, т.е. процесса, благодаря которому готовятся итоговые музыкальные произведения, записываемые затем на звуковой носитель. Именно данный процесс способствует достижению ступеней согласованности на своем альбоме, формировать общее звучание и нужные интервалы между звуковыми дорожками с текстовым сопровождением.

«Война громкости» и звуковое качество

«Война громкости» и звуковое качество

За последние годы, в силу освобождения от ограничений, присущих носителям аналогового формата и распространения оцифровки звука, песни становились все громче. Заметное изменение произошло в середине 1990-х, когда лейблы и музыканты старались выделять свои хиты на основе простой идеи «чем громче звук – тем лучше». Такая идея реализовывалась при частом обращении к алгоритму сжатия данных без потерь, а также лимитера на этапе изготовления. Поэтому амплитудность звуковых волн становится меньше, тихая часть песни – громче, уменьшается диапазон звука. Средние уровни аудио сигнала становятся выше, при пиковом значении около нуля децибел полной шкалы – максимальном уровне цифрового оборудования.

И как итог, большая часть музыкального репертуара втянулась в бесстрашную «войну громкости» для того, чтобы отстоять свое место среди конкурентов и остаться интересным для слушателей. Частое применение лимитера и компрессии послужило тому, что аудиозаписи лишились некоторых нюансов, что вызвало волну оскорблений от известных звукорежиссеров.

Люди, имеющие повышенные требования к качеству вопроизведения звука, винил предпочитают именно из-за этого: процесс изготовления пластин обычно не реагирует на эффекты и итоги «войны громкости», а потому верная динамика остается почти незаметной.

Может ли сравнить аналог с цифрой?

Может ли сравнить аналог с цифрой?

Сам формат не дает гарантии качества: можно слушать самые искусные виниловые пластинки на свете, но существенного значения не будет, если воспроизводить их через портативное устройство со встроенным динамиком. Таким образом, вы можете получить доступ к первым классным несжатым аудио файлам, но это не очень важно, если Вы слушаете его через динамик ноутбука или через блютуз.

Людям нравится винил, благодаря неповторимому опыту; некоторые любят стирать пыль с диска, ставить его в плеер и опускать его, а не скручивать и нажимать на экран. Кроме того, человек будет вовлечен в процесс слушания, что позволяет воспринимать альбом как целое произведение. Кроме того, пластины являются интересным предметом для коллекции, пусть даже они просто хранятся на полках.

Однако самое важное – поддержка любимых исполнителей. В любом случае, если вам нравится слушать диски MP3, FLAC, винилы или аудио кассеты, все в совершенстве заключается в том, что свои заработанные деньги непосильным трудом помогают создать качественный контент. Хотя цифровые системы по измеренным характеристикам превалируют над пластинками, многие любят виниловые особенности, и это вполне обосновано. Нынешняя реальность – ценность аналогового звука заключается в его несоответствии, а не в точности звука.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ