Для работы с винилом требуются уникальные компоненты, которых не встретишь, например, в полностью цифровой системе. Одна из ключевых частей сетапа — фонокорректор. О его необходимости говорят все, но далеко не каждый меломан понимает, что именно делает это устройство. Попробуем разобраться, для чего нужен фонокорректор и рассмотрим топ-5 ламповых моделей от ведущих мировых брендов.
Зачем нужен фонокорректор
Запись винила — сложный процесс, который не сразу был доведен до совершенства. В самом начале у звукозаписывающих компаний не было единого стандарта записи, поэтому результаты варьировались от студии к студии. Как и в любой молодой индустрии, здесь возникали конкурирующие технологии и «авторские прочтения», пока в 1954 не была принята единая спецификация — кривая RIAA. Она определила параметры АЧХ, которые необходимо использовать при записи, и обратные им параметры для корректного воспроизведения. Это помогло добиться равномерного звучания пластинок разных лейблов и сократить количество шумов, скачков громкости и вероятных повреждений винила при записи большого объема музыки.
Главной целью стандартизации стала эффективность записи и щадящее отношение к носителю — кривая RIAA обеспечивала это на этапе записи, но оставался потребительский вопрос. Распространенные в быту 40-х годов пьезоэлектрические звукосниматели полагались на высокую прижимную силу и быстро изнашивали пластинку. Безопасной, но и чуть более дорогой альтернативой стали магнитные головки, которые обеспечивают высокое качество звука, ровную АЧХ и не царапают канавки. Их недостатком был лишь слабый выходной сигнал — тут в дело и вступили фонокорректоры.
Другое название фонокорректоров — предусилители-корректоры. Их задача заключается в том, чтобы обрабатывать сигнал, получаемый с головки, восстанавливая изначальный спектр записи. Дальше готовый сигнал передается в стандартный линейный усилитель, а оттуда — в динамики. Получается, что фонокорректор — связующее звено между вертушкой и остальными компонентами, ключевая деталь, без которой они не могут общаться на одном «языке».
Идеальный фонокорректор выдает как можно более чистый звук, не теряя частоты и не добавляя собственных шумов. Именно поэтому индустрия долго не могла предложить пользователям достойные варианты для головок с подвижной катушкой (MC). Эта разновидность звукоснимателей отличается еще более высоким качеством звука, чем головы с подвижным магнитом (MM), расплачиваясь за это снижением чувствительности. Оптимальные схемы для усиления MC-картриджей стали массово распространяться только ближе к концу 20-го века, но в наши дни они превратились в обязательную часть любого приличного фонокорректора.
В некоторых сегментах рынка можно найти модели со встроенным предусилителем. Это удобно для новичков и меломанов, стремящихся сэкономить деньги и место, но чаще всего такие решения встречаются в непримечательных бытовых устройствах. Даже самые передовые производители вертушек твердо стоят на одном — по-настоящему раскрыть звук винила можно только с качественным внешним фонокорректором, а это требует и финансовых вложений, и свободного пространства.
Лучшие ламповые фонокорректоры в Галерее «Назаров»
Как и сам винил, ламповая аудиотехника за последние пару десятилетий пережила головокружительный взлет популярности и сегодня чувствует себя чуть ли не лучше, чем когда-либо в истории. Это коснулось и ламповых фонокорректоров — актуальные модели обладают всеми функциями, точностью и чистотой звука, которые ожидаешь встретить в современном High End. Стоит отметить, что стандарт RIAA основан именно на ламповой технологии — а значит, так мы можем услышать, как именно представляли себе «правильное» звучание его создатели.
Ниже — пятерка лучших фонокорректоров от мировых производителей, проверенных экспертами и клиентами Галереи «Назаров».
Accustic Arts Tube Phono II
Референсная модель от Accustic Arts предлагает лучшее от двух разных миров. Схемотехника основана на принципе «лампового гибрида» — пара двойных триодов E83CC здесь объединена с транзисторами, которые дополняют и расширяют систему. Это позволяет добиться наиболее широкого частотного диапазона, снизить искажения и повысить точность воспроизведения.
Усиление здесь устроено по схеме класса A, сделанной с оглядкой на лучшее студийное оборудование. Предусилитель работает с картриджами MM и MC — для обоих типов доступны настройки сопротивления. Начинка помещена в увесистый корпус из цельного алюминия с медными ручками управления.
Audio Research PH9
PH9 выстроен на трех вакуумных лампах 6H30, которые выдают богатый и насыщенный живыми частотами звук, при этом сохраняя нейтральный характер усиления. Частотная характеристика находится в пределах от 5 до 20000 Гц, сохраняя высокую точность по отношению к кривой RIAA. Уровень искажений — менее 0,15%.
Фонокорректор предлагает на выбор пять разных настроек сопротивления, которые подойдут для разных картриджей MM и MC. Менять их можно буквально на лету — с помощью меню или пульта дистанционного управления. Помимо этого, с помощью интерфейса на передней панели можно проверить оставшийся запас жизни ламп и установить автоматическое выключение.
Trafomatic Audio Luna
Своим интересным и нестандартным дизайном этот фонокорректор обязан тому, что схемы предусиления и питания в нем расположены в двух отдельных шасси. Изоляция контуров друг от друга не только снизила шумы, но и позволила разгуляться фантазии дизайнеров, которые создали эту двухэтажную, но при этом очень изящную конструкцию.
Внутри все тоже весьма оригинально — для выравнивания звука по кривой RIAA используется редкая, сложная и дорогая методика LCR с использованием катушек. Сама схемотехника класса A использует четыре триодных лампы C3g SE и дает 45 дБ усиления для MM-картриджей и 70 дБ для MC. Как и в аналогах, входное сопротивление для каждой используемой головки можно настроить для лучшего результата.
Manley Steelhead RC
Невероятно гибкий и функциональный Steelhead RC — результат уникальных разработок Manley и стремления создать максимально универсальное устройство для работы с винилом. Система на шести лампах (две 6922 и четыре 7044) дополнена морем настроек. Вместе с входным сопротивлением здесь можно выбирать также и емкостную нагрузку, а широкие регулировки усиления делают возможным использование даже самых низкочувствительных MC-картриджей.
Для работы со всеми этими параметрами даже не обязательно быть специалистом — достаточно найти звучание, которое покажется наиболее полным и приятным. Еще здесь есть необязательные, но приятные дополнительные кнопки — например, возможность замьютить выходной сигнал или приглушить его на время выставления тонарма. При этом вся эта функциональность вовсе не перегружает дизайн — наоборот, он прекрасно вписывается в ретро-эстетику, отсылая к классическому студийному оборудованию рэкового формата.
Audio Research Reference Phono 3 SE
Оригинальная модель Phono 3 была пересобрана с нуля, вобрав в себя все лучшее от других устройств Audio Research, включая предыдущие поколения фонокорректоров и актуальные линейные усилители. В обновленном «специальном издании» база осталась той же, но многие компоненты получили апгрейд, выйдя на один уровень с последними представителями семейства Reference.
В основе устройства — семь сдвоенных триодов 6H30, а за цепь питания отвечает лампа 6550C. Частотный диапазон фонокорректора — от 10 до 60000 Гц, а искажения не превышают 0,002%. На передней панели расположен информативный дисплей с настройками усиления, сопротивления и выбором режима эквализации.
Откройте всю полноту винилового звука с Галерей «Назаров»
Подбор компонентов важен для любой системы, особенно когда дело касается всех нюансов винила. Наши эксперты ознакомят вас с богатым выбором устройств из каталога Галереи «Назаров» и помогут сделать лучший выбор.
Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ