Тест акустических систем Piega Master Line Source 2

07.06.2016
Тест акустических систем Piega Master Line Source 2

В журнале "ProHighEnd" №5/2016 опубликован тест акустических систем Piega Master Line Source 2

Зачем производители акустики High End делают такие большие колонки? Для просторных помещений или же для престижа – показать, на что они способны? Ведь иной раз послушаешь какую-нибудь скромную системку с мониторчиками – ну куда уж лучше, и сцена, и воздух, и певцы, как живые… Басов маловато? Ну, тогда напольники по пояс или по грудь – тут и баса больше, чем достаточно, и большие комнаты озвучиваются с любой громкостью, вплоть до болевого порога. Так какой же смысл в гигантомании?

Вспоминается один американский фильм, в котором молодая пара выбирает аудио систему. Ушлый консультант предлагает сперва небольшие колонки, потом побольше и наконец, решив, очевидно, прощупать финансовые возможности клиента, подводит его к громадной колонище со словами: «А эта будет служить тебе всю жизнь, а когда умрешь, в ней тебя и похоронят»…

На самом деле, цели поиздеваться над гигантоманией в High End Audio настоящий текст, в отличие от вышеупомянутого кинофильма, не преследует. И зачем нужны большие колонки, бывает непонятно, только пока слушаешь маленькие. А стоит запустить большие – и вопрос снимается…

Вот и теперь представился случай лишний раз оценить значение размера на примере АС знаменитой швейцарской компании Piega. Модель Master Line Source 2 – вторая сверху, идет сразу после флагмана, который в принципе почти то же самое, только басовые секции в отдельных корпусах. Две фундаментальные башни, установленные на гранитных платформах посреди просторного зала, уже одним своим видом, еще даже не зазвучав, не оставляли сомнений в том, что прослушивание будет совсем не для галочки…

Надо сказать, что колонки MLS 2 при росте в 176 см тем не менее не производят впечатление чего-то громоздкого и даже прекрасно вписываются в хайтек-интерьер (как, впрочем, и в традиционный). В таланте швейцарским дизайнерам не откажешь. Но дизайнеры ли на самом деле играли первую скрипку в создании этой модели? Вряд ли. Поскольку каждая деталь конструкции колонок в первую очередь целесообразна именно с инженерной точки зрения.

Колонки эти гибридные, середина и высокие – панельный изодинамический диполь, басовая секция – динамическая корпусная. Известно немало гибридных АС подобного типа, к которым часто предъявляются претензии по поводу недостаточно хорошей сшивки басовой части диапазона со среднечастотным, чему виной называют разный принцип излучения. Забывая при этом, правда, что и природа распространения низкочастотных акустических волн заметно отличается от таковой в области СЧ и особенно ВЧ. Конечно, связать полосы качественно – это всегда проблема, даже в чисто динамической акустике, и вряд ли все тут дело в различных преобразователях. Напротив, каждому диапазону в данном случае выдаются именно такие излучатели, которые лучше всего с ним справляются. Возможно, одной из причин неприятия многих панельно-динамических колонок кроется в их внешности (опять возвращаемся к дизайну, ну как без него!): плоский верх – толстый низ. Аудиофилы в своей массе, особенно без солидной технической подготовки, склонны отдавать предпочтение всему массивному, глубокому и тяжелому и не доверять плоскому (мол, колонки плоские – значит, и звук будет плоский). Хотя элементарной логики в этом не больше, чем в утверждении, что, поскольку бумага плоская, то и написать на ней что-то разумное и глубокое в принципе невозможно.

Так вот у MLS 2 корпуса не «худеют» выше басовой секции, геометрическая глубина у них постоянная, но имеются горизонтальные прорези, служащие, по утверждением разработчиков, акустической линзой для эффективного рассеяния тылового излучения средних и высоких частот.

Давным-давно подобные линзы ставились на ВЧ-излучатель в старых моделях АС JBL и других брендов, правда, они были гофрированными и выполнялись из тонкого алюминия. Однако не верить разработчикам в достаточной эффективности плоских ламелей вряд ли есть смысл, ведь в данном случае речь идет о тыловом излучении, которое большинство панельных АС просто выпускает на свободу, прикрывая в лучшем случае грилем.

Что же представляют собой СЧ/ ВЧ-излучатели? Это соосные ленточные сборки (аналог коаксиальных, только не круглой, а прямоугольной формы и с плоский излучающей поверхностью), в которых мембраной служит тончайшая и практически невесомая алюминиевая фольга с фактурной поверхностью.

Таких сборок в каждой колонке четыре, и, будучи расположены по вертикали, они составляют линейный источник, который хорош тем, что дает цилиндрическую волну, т.е. энергия излучения в вертикальных направлениях практически отсутствует, и отсюда не так страшны отражения от пола и потолка. Линейный источник установлен в толстостенной алюминиевой оправе, а в целом корпуса АС выполнены из МДФ и обработаны вибропоглощающим материалом Idikell на битумной основе..

За НЧ отвечают два 9-дюймовых вуфера с покрытыми полимером алюминиевыми диффузорами, а пара таких же в качестве пассивных излучателей установлена сзади. Две пары клемм обеспечивают раздельное подключение басовой секции и дипольной части, два 3-позиционных переключателя соответственно позволяют слегка повысить или понизить отдачу по СЧ и ВЧ.

Прослушивание 

Так зачем все же нужны большие колонки? Настал момент в очередной раз ответить на этот вопрос. Масштабы, знаете ли… Если с колонками по пояс или по грудь, несомненно, можно ощутить все прелести разрешения, чистоты, объема, мощности (не забудем добавить – музыкальности, и это главное) звучания, то ощутить себя не только эмоционально, но и физически в концертном зале или на любой иной площадке исходного события все же затруднительно.

А вот при наличии больших колонок – все как-то получается само собой. И пусть на так просто выделить тот атрибут звучания, за счет которого это происходит, но что это так, вряд ли кто-то осмелится поспорить. И MLS 2 очень красноречиво это подтверждают. В данном случае, наверное, все же можно выделить один из этих таинственных атрибутов: исключительно наполненная, живая, материальная нижняя середина. Чуть приглушить ее – и звук по контрасту сразу покажется пустоватым, обескровленным.

А остальное? Как насчет живости и естественности отдельных частот, обертонов, послезвучий, сцены? Здесь мы имеем редкий пример виртуозной реализации всех преимуществ изодинамических диполей: исключительная прозрачность, невероятная реалистичность всего, от сложного вокала до мерцающих тарелочек, полная отвязка от колонок и голографическая локализация образов в пространстве.

Никаких выстреливающих или ощетинившихся сибилянтов при абсолютной узнаваемости их присутствия, но не в качестве артефакта, а в виде законного ингредиента, придающих приятную остроту тщательно дозированной специи. А как естественно звучат консонансные и диссонансные аккорды скрипичного соло! Одним словом, эти колонки в хорошо подобранной системе собирают звуковую мозаику так тщательно, что лишних деталей не остается. И в воссоздаваемой ими музыке оживают не только звуки, но и то самое таинственное эмоциональное содержание, которое в них закодировано.

Единственная претензия к услышанному – чуть размытый и не совсем ровный из-за стоячей волны нижний бас. Но здесь уместна оговорка: во-первых, колонки практически прямо из упаковки, еще не вполне разыгранные, а, во-вторых, помещение почти квадратное, да и положение колонок было выбрано явно впопыхах, и подвигать их в поисках лучшей акустической доли работникам салона еще предстоит. Однако уже то, что они успели продемонстрировать, достойно самой высокой оценки и благодарности за доставленное удовольствие приобщения к настоящему, большому звуку.

Вывод:

что бы там ни говорили, а в High End Audio размер-таки имеет значение. Но только при условии, что масштабность самой идеи и уровень ее реализации ему полностью соответствуют. Швейцарцам удалось достичь небывалых высот в конструировании по-настоящему выдающихся акустических систем, с чем их можно поздравить. Не одними же часами и шоколадками пробавляться!

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ НОВОСТИ