В первой половине двадцатого века радиолампы переживали эпоху расцвета. Именно они использовались в ранней электротехнике, включая первые вычислительные машины. Но индустрия не стояла на месте — ученые и инженеры продолжали изучать новые технологии, а производители и потребители желали чего-то более простого и доступного. С появлением транзисторов многие пророчили конец ламповой эпохи, но история распорядилась иначе. Уйдя из массового сегмента потребительской электроники, ламповые схемы нашли свое место в среде профессионалов и ценителей хорошего звука, где их популярность с каждым годом только растет.
Ламповый ренессанс уже много лет занимает умы как простых слушателей, так и серьезных ученых. Кто-то исследует физическую природу ламп, кто-то пишет трактаты о влиянии ностальгии на человеческое восприятие, а кто-то просто наслаждается музыкой и делится мемами про теплый ламповый звук. Нельзя сказать, что кто-то из них неправ, ведь в конечном итоге любовь к лампам складывается из всех этих факторов — и особенностей звучания, и тяге к эстетике старины, и ощущения принадлежности к сообществу энтузиастов.
Чем так привлекательны усилители на лампах?
Сами по себе ламповые усилители — достаточно простые устройства, в которых усилительный тракт создан на основе вакуумных ламп, также называемых радиолампами. Эта технология уходит корнями еще в 1850-е годы, в эпоху первых серьезных экспериментов с электричеством. Радиолампы развивались параллельно с привычными нам лампами накаливания, но предназначались не для освещения, а для более тонкого контроля над свойствами тока.
Когда мы говорим о ламповом звуке, его фанаты отмечают более «теплую», «мягкую» характеристику по сравнению с выдачей транзисторных усилителей. Существует ли эта разница на самом деле и что именно за нее отвечает — вопрос дискуссионный, но как минимум несколько исследований доказали, что ламповые усилители более устойчивы к перегрузкам при превышении расчетного уровня звука и выдают более приятные для слуха гармоники. Большую роль играет и традиционно низкий уровень обратной связи с отсутствием динамических искажений.
Но для рядового слушателя гораздо важнее этих технических деталей оказывается особая эстетика таких устройств. Лампы мягко светятся во время работы, делая систему более «живой», а процесс прогрева делает обычное прослушивание целым ритуалом. По своей природе это похоже на то, почему винил снова вернулся в моду — людям хочется реального, тактильного контакта с музыкой, который вызывает сильные эмоции и отвлекает от обыденности.
Плюсы и минусы ламповых усилителей
Как у любой техники, у ламповых усилителей есть и преимущества, о некоторых из которых мы упоминали выше, и свои недостатки. Сразу заметим — для кого-то реальные плюсы ламповых устройств могут показаться незначительными, а минусы, наоборот, тем, что делает их особенными. Как и со многой другой Hi-Fi техникой, главную роль здесь играют личные вкусы и ощущения.
Плюсы ламповых усилителей
-
Простота и долговечность конструкции. В отличие от более современной и сложной техники, ламповую начинку не составит труда отремонтировать в случае поломки.
-
Устойчивость к температуре. Ламповые усилители рассчитаны на работу с учетом раскаленных ламп и оснащены мощными системами охлаждения, так что о каком-то особом температурном режиме можно не беспокоиться.
-
Устойчивость к перегрузкам. В силу своей схемотехники ламповые усилители гораздо изящнее ведут себя на пределе своих возможностей.
-
«Живое» и насыщенное звучание. Свою роль здесь играют широкий динамический диапазон, низкая обратная связь и более мягкие гармонии, которые раскрываются на повышенной мощности.
-
Красота и эстетика. Ламповые усилители — не просто аудиотехника, но и украшение интерьера, которое добавляет новое измерение в процесс прослушивания музыки.
Минусы ламповых усилителей
-
Лампы требуют прогрева. Тут никуда не деться — полноценная работа устройства возможна только после достижения нужной температуры.
-
Шум при работе. Работу усилителя, важной частью которого является система вентиляторов, идеально тихой не назовешь.
-
Высокий расход энергии. И прогрев, и своевременное охлаждение ламп требуют больших затрат электричества на работу всех компонентов.
-
Большие размеры и вес. Ламповые схемы занимают больше места, чем транзисторные — увеличенные габариты делают усилители более тяжелыми.
-
Низкий коэффициент полезного действия. Большинство ламповых усилителей работает в классах A и AB, что означает КПД не выше 10%.
-
Высокое выходное сопротивление. При подключении акустики важно убедиться, что ваша система совместима с выбранным усилителем.
-
Чувствительность к помехам. Ламповые усилители более восприимчивы к посторонним внешним сигналам, чем транзисторные аналоги.
Лучшие ламповые усилители в «Галерее Назаров»
Представляем несколько самых интересных моделей ламповых усилителей из нашего каталога. Обратите на них внимание, если вы только заинтересовались этим видом устройств или хотите обновить свою систему.
Ламповый стереоусилитель Audio Research Reference 160S
Стереоусилитель от американских мастеров Hi-End приятно удивляет и функциональностью, и дизайном. Схема основана на восьми лампах KT150 с переключаемым режимом работы между ультралинейным и триодным. Усилитель обладает частотным диапазоном до 110 кГц и выдает по 140 Вт на канал, при этом сохраняя идеальной тихий фон. Текущий уровень мощности на выходе можно отслеживать с помощью прозрачного индикатора Ghost Meter, сквозь который можно наслаждаться видом на коллекцию ламп.
Ламповый предусилитель Audio Research LS 28 SE
Очевидный напарник к предыдущей позиции — предусилитель LS 28 SE от тех же легендарных создателей. Здесь используется три пары 6H30P, которые выдают отличные показатели по всем параметрам. Диапазон звука внушает — от 0,4 до 200000 Гц, а соотношение сигнала к шуму превышает 100 дБ. Устройство выполнено в стильном корпусе с удобной цифровой панелью, на которой можно узнать всю важную информацию от уровня усиления до запаса ресурса ламп.
Интегральный усилитель Western Electric 91E
Может быть, кого-то не впечатлят 20 Вт на канал, которые производит этот усилитель, но он отрабатывает их на полную. Здесь реализовано много уникальных находок — технология управления током, логарифмическая настройка громкости и сменный трансформаторный блок. Всё это обеспечивает чистоту звука без лишних примесей и с высокой степенью контроля. К усилителю можно подключить до шести источников звука — и это не учитывая встроенные модули Bluetooth, USB и Ethernet. Нельзя не отметить и дизайн устройства, в котором лампы изящно выделяются на фоне весьма современного силуэта корпуса.
Интегральный усилитель Fezz Audio Lybra 300b EVO
По сравнению с аналогами, Lybra 300b EVO вполне можно назвать бюджетным вариантом. Это, однако, не помешало создателям создать стильный дизайн и наполнить модель лучшими доступными компонентами. Ламповая конфигурация по полной использует преимущества трех разных видов триодов, которые создают собственный почерк звучания. Свой вклад вносят и эксклюзивные трансформаторы Toroidy, обладающие отличной репутацией в индустрии. А внешний вид устройства был отмечен дизайнерской наградой Red Dot Award.
Ламповый интегральный усилитель McIntosh MA1200
Техника McIntosh привлекает своим неповторимым дизайном — кажется, будто перед нами что-то из винтажной фантастики 80-х. Этот эффект достигается благодаря отделке из черного стекла и зеленой подсветке ламп и интерфейса. Внутри все тоже весьма футуристично. Несмотря на свою ламповость, этот усилитель дружит с самыми современными технологиями и предлагает эксклюзивную комбинацию предусилителя на четырех лампах 12AX7A, транзисторного усилителя и мощного ЦАПа с разрешением 24 бит/192 кГц. Также на борту особый трансформатор с технологией Autoformer, которая сбалансированно распределяет мощность на динамики — а ее здесь целых 350 Вт.
Подберите усилитель мечты в «Галерее Назаров»
Уже не одно поколение аудиофилов стремится к ламповому звуку и неповторимой эмоциональной вовлеченности, которую он создает. Присоединяйтесь к поискам разгадки этого феномена вместе с нашим салоном, который станет вашим проводником в мир идеального аудио.
Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ