Лучшие собратья колонок: выбор усилителя

17.02.2023
Автор: Алексей Алексеев
Лучшие собратья колонок: выбор усилителя

Ключевые показатели выбора звукового тракта стереосистемы: совокупность тех, что уже имеются или тех, что в плане на приобретение АС и необходимые возможности коммутации, прямо относящиеся к общей численности настоящего и будущего аудиосигнала.

Если необходимо совместить габаритные колонки с несколькими звуковыми излучателями на основе самого распространенного типа драйвера (динамического излучателя) либо на основе планарных или электростатических колонок, то вспомогательные мощности не будут помехой, а цифра, к примеру, в 100 Вт в канале, окажется вполне правильным минимумам. Если «поставлены на карту» простые и тяжелые нагрузки (небольшая полочная акустика с высокой чувствительностью, широкополосная акустика, излучатели, нагруженные на рупор и так далее) – тогда цифры выхода не так важны, и точность или музыкальность звука усилителя будет в приоритете.

Усилители

Основные требования к коммутационным устройствам за последние несколько лет претерпели значительные изменения. Ранее главным критерием было число входов и способность их взаимного конфигурирования, так как часто применялась функция переноса с граммофонной пластинки, тренажера, проигрывала компакт-дисков и других устройств на бобинный или кассетный магнитофон. Теперь устройства чаще всего работают от силы пара (грампластиночный и цифровый проигрыватель), а выходов из предусилителей лучше, чтоб было несколько, чтобы в случае потребности осуществить биампинг или трифоник режим либо озвучивать дополнительную комнату. Когда речь идет об интегральном устройстве, то сначала нужно убедиться в том, что у разработчиков есть усилитель с такими же характеристиками.

Если задуматься над вопросом интегрирования строящейся стереосистемы в комплект ДК, то хорошо было бы, если бы усилитель имел так называемый вход кинотеатра, при переключении которого регулирование громкости возлагается на ресиверы или процессоры. Здесь хочется упоминать такую, порой бесполезную, функцию как независимое регулирование чувствительности, чтобы выравнивать громкость при переходе от источника к источнику.

Усилители

Давать рекомендации о выборе непосредственно установки усилителя, т.е. наличия в нём одной интегральной аппаратуры или предусилителя и усилительной мощности (одного либо нескольких усилителей), очень сложно. В настоящее время качество интегрального устройства значительно стало лучше, кроме того, рынок предлагает весьма доступные цены на данные устройства (от 10 000 $), поэтому приобретение раздельных комплектов по значительно более низким ценам не рекомендуется, поскольку возможен риск переплаты за корпус без повышения качества звука. При этом самый дорогостоящий из серийных комплектов звукоусилителей включает всего пятнадцать штук, стоит около 700 000$, и это, пожалуй, тоже явный перелом. Верное решение, видимо, находится между ними и самым дешевым "интегралом".

Если речь о звуке, то его оценка происходит по мере возможностей слушателей. Если же мы говорим о функциональном преимуществе блочных подходов, то это, прежде всего, большая гибкость взаимного расположения тракта, например, возможность скомбинации лампового предусилителя с усилителем, схемотехника которого основана на применении транзисторов в качестве усилительных элементов, хотя есть и интегрированные решения подобной конструкции. Существует экзотичный вариант – активная акустика, то есть оснащенная собственным усилителем, для него понадобится лишь предусилитель.

Идеальная схемотехника завершенной стерео усилительной установки - это конфигурация двух моно, когда каждый канал использует одинаковый комплект компонентов от питания, а каналы должны выглядеть максимально синхронно, соответственно и возможное воздействие на них станет одинаковым. Высшую ступень симметричной стерео усилительной установки займет пара аналогичных моноблоков, где, по экономике, мы тратим меньше денег на второе устройство, но экономим на кабелях, которые можно подключать к колонкам, поскольку эти моноблоки могут быть поставлены рядом с динамиками.

Усилители

Что касается последующего разделения компонентов звукового тракта, мы можем напомнить о внешних блоках питания, физиологически отделенных от сигнала, но это уже нестандартность, для того, чтобы приобщиться к этому материалу, требуется осознанный подход.

Вернемся на начинке. Ламповые приборы все еще пользуются большим спросом, как из-за подчеркнутого музыкального качества звучания и из-за престижного и экзотического внешнего вида. Но следует знать, что, даже при любом звучании лампы, звук не может быть сравним с точностью аппарата транзистора, хотя, скажем, специфические колебания бюджетных транзисторных усилителей более приятны, чем колебания бюджетных ламповых. Здесь уже стоит вопрос личных предпочтений и финансовых возможностей.

Глобальное разделение всей аппаратуры на транзисторы и лампы, не обходит стороной и разделение на различные классы усиления, прежде всего A и AB. Класс А дает нам повышение музыкальности, но, кроме отдельных исключений, невысокие показатели выходной мощности (в сравнении с потребляемой мощностью). В классе АВ коэффициент полезного действия намного выше, хотя и не подлежит сравнению с абсолютным чемпионом в этом разряде – классом на базе импульсных модулей. Кроме того, они часто очень компактные. Нередко среди них встречаются всю недурную звучание моделей, но традиционные «исполнители» пока далеко. Интересным направлением в этом направлении является цифровая мощность, когда сигнал PCM из источника переходит в поток PWM, который получает усилитель, однако моделей такого плана очень мало, и рано говорить о популярности.

Усилители

Какие критерии оценивают качество оконечной усиливающей техники? Ну, кроме внешнего вида и силы. Прежде всего, нужно обращать внимание на его вес, если конечно это не электрический аппарат. Кроме того, важна и потребляемая мощность от сети, поскольку выходная не появится, надо ее преобразовать, при конкретном уровне потерь, даже для класса АВ такой уровень потерь обойдется в 50%. Кроме того, усилители должны нормально отреагировать на нагрузку, которая подключена к ним. Скажем, что 100 Вт для 8 Ом не проблема, но лучше бы на 4 Ом эти 100 Вт стали 200 и на 2 – 400.

Есть ряд дополнительных возможностей, которые можно оснастить предусилителем или интегральным усилителем, и их наличие и отсутствие зависят от выбора будущего владельца. В особенности, это цифровые преобразователи, фоновые корректоры, тюнеры, балансовые и тембровые регуляторы и так далее. Все эти варианты в виде отдельного блока, очевидно, обеспечат больше качества, но неожиданно для некоторых они будут вторичными, хотя и нужными. Таким образом, есть шанс сэкономить на комплексных решениях.

И в завершении скажем несколько слов о стиле. Усилители являются частью системы, которую пользователю часто приходится обращать вплотную, и удобство управления будет зависеть, в частности, от того, каким будет удобство управления, а также получаемое удовольствие.

Большая громкость ручки, конечно, хорошо, однако экран явно будет информативнее, особенно при качественной реализации индикации. В очередной раз, смотреть экран удобнее, скажем, с дивана или кресла, так что пульт дистанционного управления очевидно не лишним не будет, если конечно не нарушит ваши аудиофокусные представления.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ