Идея достоверной передачи живого звукового объема не дает покоя аудиоинженерам с самого момента зарождения акустических технологий. Современные системы способны воспроизводить широчайшую звуковую сцену, по полной используя многополосность и все возможности стерео. Другие решения включают в себя увеличение каналов и размещение источников звука там, где они должны быть по замыслу звукорежиссера. Но все эти способы упираются в одну общую вещь — конструкцию динамиков, способных направлять звук только в одну сторону.
Существует не так много технологий, которые меняют саму природу акустических драйверов — их исполнение, дизайн и внешний вид выверены десятилетиями и редко подвергается сомнению. Но когда это все-таки случается, происходит настоящая революция, раздвигающая наши представления о звуке. Именно о таком случае — наша сегодняшняя статья.
Немецкая мечта
В середине 1970-х Вольфганг Мелецкий жил в Берлине и увлекался Малером. В те годы он был всего лишь начинающим инженером, но уже тогда у него сформировались требования к акустике, которые, казалось, выходили за грани реального. Мелецкий любил ходить на симфонический концерты, полностью погружаюсь в атмосферу живого исполнения и следя за музыкантами на сцене. Ни одна, даже самая продвинутая стереосистема не могла вызывать у Вольфганга те же ощущения, которые он испытывал в концертом зале. Звук казался слишком плоским, одномерным и лишенный ощущения пространства.
Мелецкий бросил вызов и целой индустрии, и самому себе. Его ответом стала разработка собственного спикера — Radialstrahler, радиального излучателя. Идея заключалась в том, чтобы избавиться от ограничений привычных аудиосистем. Спикер Мелецкого — вытянутая сфера, вся поверхность которой излучает звук сразу во всех направлениях. За основу он взял идею корпуса музыкального инструмента, который резонирует во время исполнения, распространяя вибрации по всей своей длине.
Инновации Вольфганга откликнулись многим. Его мечтой перенести концертный зал в любое пространство не замедлил вдохновиться мир Hi-Fi — основанный Мелецким и коллегами бренд MBL стал сенсацией отраслевых выставок в первый же год. Радиальные спикеры нашли поддержку и у слушателей, и у представителей симфонический культуры. Очень высоко оценил акустику MBL великий дирижер Леонард Бернстайн — он поэтично назвал изобретение Мелецкого «эфемерным созвездием звука».
Устройство радиального излучателя
Как и в случае с другими инновационными технологиями, радиальный излучатель кажется чем-то магическим, пока не заглянешь внутрь. Не так часто встретишь подробности об изнанке изобретения Мелецкого, но MBL не делает из этого секрет. Компания старается выпускать информационные ролики и подробно рассказывать о своих спикерах на профильных выставках, чтобы о них узнало больше людей.
Главное, чем Radialstrahler отличается от традиционных динамиков — его форма и расположение. Каждый излучатель — вытянутая сфера, похожая на мяч для регби или боксерскую грушу. Внешняя поверхность сферы сделана из гибких углеволоконных пластинок, способных растягиваться и вибрировать. Внутри скрыта центральная ось, на которую установлены катушка и магнит. Когда в систему поступает ток, катушка начинает двигаться по вертикали, приводя пластины в движение. Вибрации их поверхности и создают звук, равномерно направленный во все стороны.
Как и в привычных нам колонках, акустика MBL использует излучатели трех разных размеров для каждого спектра частот — от гигантских для низкого диапазона до миниатюрных для верхнего. Но у них есть свои нюансы. Все динамики расположены на одной оси, что создает более цельное звуковое пространство и усиливает ощущение единства звука. Более того, спикеры Мелецкого обладают открытой конструкцией — все 360 градусов динамиков звучат без каких-либо препятствий, если не считать опор, поддерживающих верхушку башни в некоторых моделях. Это полностью избавляет нас от вибраций и призвуков, накапливающихся в материалах корпуса — резонировать тут просто нечему.
Благодаря этим особенностям, MBL позиционирует свои колонки как идеал для прослушивания, максимально близкого к живому опыту — без поправок на конфигурацию, резонансы и задержки, свойственные стандартным динамикам. В дополнение к этому, Radialstrahler отлично выполняет и социальную функцию — благодаря всенаправленному звуку вы больше не привязаны к точке схождения стерео. Идеальный повод собрать друзей и наслаждаться музыкой вместе.
Акустика MBL в Галерее «Назаров»
Спикеры MBL — штучные вещи, которые ежегоджно выпускаются не очень большими тиражами. Уникальные технологии Мелецкого сложны в производстве и по праву занимают свое место в одном из самых высоких ценовых сегментов. Тем желаннее эти спикеры для настоящих ценителей, и тем сильнее хочется услышать их уникальное звучание.
MBL 101 X-Treme
Главная драгоценность всей линейки MBL, 101 X-Treme, — полноценная система, призванная давать неповторимые впечатления. В нее входят целых четыре колонки высотой с человеческий рост.
Две из них — традиционная трехполосная акустика, где за каждый отрезок спектра отвечает пара соответствующих излучателей, симметрично расположенных вдоль единой оси. За ними располагаются сабвуферные башни, на которые приходится по шесть басовых динамиков.
Это флагманская модель, которая предлагает самый внушительный звук и гибкие настройки. Для каждой полосы можно выбрать настройки кроссовера, которые больше подойдут под ваши вкусы — за итоговое звучание отвечают разные по характеру кабели, идущие к драйверам. Просто переключите клеммы и система зазвучит по-новому. Также здесь можно подстроить значения задержки и Q-фактора, чтобы наилучшим образом согласовать между собой этот богатый набор динамиков.
MBL 101 E MK II
Ультимативный вариант самой классической конфигурации MBL 101 E — четырехполосная система из трех радиальных излучателей и одного сабвуфера в основании колонки. Как и 101 X-Treme, эта модель дополнена уникальным кроссовером с возможностью выбора множества вариантов звучания.
Все наработки инженеров компании за десятки лет собраны здесь, чтобы представить самый характерный для бренда продукт. Даже конвенциональный конусный низкочастотник здесь подвергся особому отношению — он расположен на одной оси с остальными излучателями и направлен вниз, где его звук рассеивается в нужных направлениях с помощью резонаторных отверстий.
Это позволяет создать равномерное звуковое давление, которое наполнит собой любую комнату. Номинальной мощности в 500 Вт хватит даже на крупные пространства, а максимальных 2200 Вт — тем более.
MBL 111 F
Авангардный дизайн и массивный звук, которые объединяют классический для индустрии подход и инновации команды бренда — всё лучшее от обоих миров.
Это идеальная середина — во внушительном корпусе расположены симметричные конические спикеры, отвечающие за нижнюю середину и басы. Шасси с силовой компенсацией обустроено таким образом, чтобы полностью контролировать поведение динамиков и извлекать максимум возможностей с мощностью до 2200 Вт (номинальная — 320 Вт).
Радиальные спикеры установлены в верхней части и берут на себя середину и верха. Такой гибридный вариант создает сбалансированный звук, в котором верхняя часть диапазона становится более легкой и прозрачной. Откройте новые горизонты, раздвинув рамки привычного.
MBL 116 F
Младший и более бюджетный брат 111 F предлагает аналогичную конфигурацию в более компактном исполнении. Высота осталась той же, а во всех остальных измерениях колонки «сжались» почти на треть. В весе они тоже полегчали на целых 20 килограммов.
Тоньше, легче и изящнее — 116 F обладает теми же преимуществами, что и старшая модель, но сэкономит пространство. Все акустические параметры сохранились без изменений, не считая максимальной мощности — но даже итоговых 1800 Вт более чем хватит, чтобы озвучить домашнее пространство целиком.
MBL 126
Для ценителей компактности MBL выпустили доступный полочный вариант. Это миниатюрная (по сравнению с остальными) колонка, основанная на тех же принципах, что и напольные варианты.
Как и в старших моделях, трехмерный звук здесь создает пара радиальных спикеров на вершине корпуса и дуэт симметричных 5-дюймовых басовиков в основании. НЧ-динамики сделаны из алюминия, чтобы выходить за рамки ограничений, которые накладывает размер. Даже в таком компактном виде система способна достигать границы в 70 Гц.
Объем корпуса — 11 литров, высота — чуть больше полуметра, не считая подставки, идущей в комплекте. Для использования в домашнем кинотеатре MBL выпустили специальную вариацию 126RC, которая берет на себя роль центрального канала.
MBL 120
Вариация полочных колонок, которая предлагает больше объема, мощности и глубины. MBL 120 подойдут для комнат среднего размера, которые хочется заполнить хирургически точным и живым звуком.
Общая конфигурация аналогична MBL 126 — пара фирменных Radialstahler на верхушке, пара конвенциональных НЧ-спикеров внутри. Отличаются габариты — диаметр низкочастотников составляет 6,5 дюймов, а расположены они внутри 20-литрового кабинета. Благодаря этому возрастает басовый отклик — нижние пределы звучания опускаются до 61 Гц.
Присоединяйтесь к уникальному видению MBL
Изобретение Вольфганга Мелецкого — одна из немногих попыток радикально изменить то, как выглядит динамик в системе Hi-End. Внешний вид и техническое исполнение источника сильно влияют на наше восприятие музыки, как наглядно показывает продукция MBL. Подробнее изучить эту технологию, оценить ее в деле и наполнить ваш дом объемным звучание настоящего оркестра вы можете вместе с Галерей «Назаров».
Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ