Лучшая акустика мира: Franco Serblin

03.07.2025
Автор: Васильков Алексей

Лучшая акустика мира: Franco Serblin

Рубрику, которая посвящена лучшим акустическим системам нашего времени, невозможно представить без материала о Франко Серблине. Самое известное детище Серблина — компания Sonus faber, ставшая одним из центральных брендов в мировой аудиоиндустрии. Многие дизайнерские находки итальянского гения легли в основу наших современных представлений о том, как должен выглядеть и звучать High End. Оказав огромное влияние на рынок, главные шедевры Франко выпустил уже под своим именным брендом Franco Serblin, который и сегодня продолжает сохранять его наследие.

Итальянское мастерство

Франко Серблин родился в семье моряка, эмигрировавшего в Италию из Хорватии в 1930-х. Будущий дизайнер был младшим из семи сыновей, каждый из которых принимал участие в семейном бизнесе — стоматологической клинике в Виченце.

Параллельно Франко развивал в себе инженерные навыки и изучал аудиотехнику. Эти интересы вышли на первый план, когда Серблину было уже далеко за тридцать. Его карьерный путь определило сотрудничество с Роем Чизеком — американским аудиодизайнером, который перенес производство в Италию, чтобы сэкономить деньги. В новоиспеченном трансатлантическом бизнесе Серблин занимался производством корпусов, многое переняв у своего учителя.

Мастерство Франко Серблина

В 1980 году Серблин представил свой первый проект Snail, ставший уникальной для своего времени стереосистемой с центральным сабвуфером. Два спикера располагались на креплениях над основным корпусом, из-за чего силуэт был похож на голову улитки, давшей название всему проекту. Было выпущено всего десять экземпляров, ставших коллекционной редкостью, но даже этого хватило, чтобы привлечь первых покупателей. Критики тоже не обошли акустическую «улитку» вниманием, сравнив ее с работами самого Леонардо Да Винчи.

Не теряя времени, Франко основал Sonus faber и приступил к массовому производству бескомпромиссной акустики с итальянскими стандартами качества. В компании Серблин довел до совершенства свои главные принципы — использовать только цельную древесину лучших пород, полностью раскрывая ее акустические и эстетические свойства. Многие дизайны Серблина вдохновлены естественными природными формами и характером самого дерева. Именно поэтому его работы становятся не только проводником во вселенную высококачественного звука, но и ценным дополнением к интерьеру.

Франко Серблин во время работы

Sonus faber стала одним из символов индустрии Hi-Fi, но пути компании и Франко разошлись в 2006 году. С этого времени он сконцентрировался на создании относительно небольшой линейки акустических систем Franco Serblin, каждую из которых можно назвать его magnum opus. В них заложен весь опыт и идеализм их автора. Видение Франко Серблина продолжает вдохновлять даже после его смерти в 2013 году, а созданные им колонки производятся уже новыми поколениями мастеров.

Линейка Franco Serblin

Наследие маэстро — три выдающиеся акустические системы, прекрасные и в звуке, и во внешнем исполнении. За каждой из них стоит история страсти, долгие поиски и тщательный подбор форм и материалов, которые позволили в полной мере раскрыть задумки Франко Серблина.

Ktema

Franco Serblin Ktema

Идея этих колонок родилась из переписки с другом. Тот написал: «Греки говорили “Ktêma es aei” — “вечное достояние”, нечто неоспоримое со временем. Это антипод “Panta rei” — “все преходяще”. Когда же среди спикеров появится свой “Ktema es aei” вместо всех этих “Panta rei”?». Франко Серблину очень понравилась эта фраза, и он взялся за разработку дизайна, который будет достоин этого античного девиза.

Вдохновившись древнегреческой тематикой, Серблин основал проект на образе амфитеатра. Отсюда — изогнутый корпус и особенное расположение динамиков, создающее объемную картину уникальным способом. Как и на древней сцене, центральные голоса выведены вперед — их роль выполняет пара среднечастотных динамиков диаметром четыре дюйма, а также 28-миллиметровый твитер от датского мастера Рагнара Лиана. А роль хора на себя берет бас — два девятидюймовых НЧ-динамика здесь помещены в изогнутую заднюю часть и отвернуты от основной оси. Это создает арку звука, в которой существуют насыщенный фон и отчетливый центр.

Колонки воспроизводят спектр от 26 до 33 000 Гц и обладают чувствительностью 92 дБ. Необычную конструкцию динамиков дополняет специальный кроссовер, оптимизированный под естественную объемность звучания. В отделке Ktema тоже не найти компромиссов — верхние и нижние панели корпуса выполнены из вручную отполированного алюминия, а основные стенки — из цельной древесины с эффектом сатинирования.

Завершим рассказ о Ktema другой цитатой. Впервые услышав свои записи из этих колонок, знаменитый тенор Андреа Бочелли поспешил к компьютеру и написал Франко Серблину: «Даже мой голос кажется теплее и еще красивее. Поздравляю с созданием “вечного достояния”».

Accordo

Franco Serblin Accordo

«Я всегда любил маленькие спикеры за магию, которую они создают», — писал Франко Серблин во время работы над Accordo. Музыкальный аккорд — образ, который Франко взял за основу, когда создавал одну из двух компактных моделей для своей линейки.

Наличие всего лишь двух полос для маэстро было интересным вызовом, в котором ограничения позволяют по-новому взглянуть на саму структуру звука. Серблин заметил, что любое количество инструментов создает иллюзию цельности, если слаженно играет в оркестре. Поэтому он стремился добиться силы, единства и насыщенности звука, которое компенсирует отсутствие тонкого разделения частот.

Для этого главное внимание было уделено кроссоверу и его расположению — чтобы не мешать остальной системе, он хитроумно вынесен в стойку. Как и в оркестре, все элементы — и кроссовер, и пара динамиков — играют каждый свою роль, но всё сводится к общему знаменателю в виде итоговой звуковой картины. Пускай для компактности пришлось несколько пожертвовать басовым откликом (минимальная частота — 40 Гц) и общей чувствительностью (87 дБ), результат однозначно достоин имени итальянского дизайнера.

Об этом говорит и беспрецедентное признание — пара динамиков Accordo вошла в постоянную экспозицию дома-музея Моцарта в Зальцбурге. Творение Франко Серблина встречает гостей места, в котором родился великий австриец — музыка льется из динамиков с такой достоверностью, как будто Амадей со своим оркестром лично стоят перед нами.

Lignea

Franco Serblin Lignea

Идея компактных, но впечатляющих колонок интересовала Франко Серблина и на самом закате жизни. Lignea стали одной из финальных концепций Франко, и спикеры увидели свет уже после ухода мастера — работу тщательно довел до конца его наследник Массимилано Фавелла.

Пожалуй, из всех поздних проектов Серблина именно Lignea больше всего напоминают о том, с чего всё начиналось — как будто «усики» Snail обретают более органическую форму и становятся еще больше похожими на свой живой прототип. Каплевидная вершина Lignea естественно перетекает в вытянутую стойку — весь корпус здесь вырезан из цельного куска дерева, создавая неповторимое визуальное исполнение. Деревянные элементы гармонично перетекают в металлические, будь это отполированное основание стойки или решетка диффузора — всё на своих местах и служит общей идее.

Как и в Accordo, здесь всего два динамика, подобранных специально для проекта — тканевый 27-миллиметровый твитер и 110-миллиметровый мидвуфер общей чувствительностью 82 дБ. Это самые миниатюрные драйверы в продукции Franco Serblin, зато в них куда больше «воздуха» — верхний порог выдачи достигает 36 000 Гц. Главный элемент, отвечающий за характер звука, — задний купол, находящийся за динамиками. Это геометрически сложная структура, которая рассеивает лишние частоты, обеспечивая высокий контроль над резонансами.

Lignea стали выдающимся завершением карьеры Франко Серблина, воплотив в себе его стремление создать универсальные колонки, которые понравятся каждому и впишутся в любое пространство.

Franco Serblin в Галерее «Назаров»

Жизнь и работы Франко Серблина — одна из множества вдохновляющих историй, которые дарит нам мир высококачественной акустики. Мы с радостью прикоснемся к наследию Franco Serblin вместе с вами — заказывайте акустику итальянского мастера в нашем каталоге и обращайтесь к экспертам Галереи «Назаров», чтобы оценить ее в деле.


Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ

Товары, участвующие в акции:

Напольная акустика Franco Serblin Ktema high gloss piano black
Напольная акустика Franco Serblin Ktema high gloss piano black
Артикул: 175233
В избранное
В избранном
 
4 499 990 ₽
Напольная акустика Franco Serblin Ktema semi-matte sycamore
Напольная акустика Franco Serblin Ktema semi-matte sycamore
Артикул: 175234
В избранное
В избранном
 
4 643 990 ₽
Напольная акустика Franco Serblin Lignea high gloss wood
Напольная акустика Franco Serblin Lignea high gloss wood
Артикул: 175236
В избранное
В избранном
 
1 144 990 ₽
Напольная акустика Franco Serblin Lignea medium gloss graphite
Напольная акустика Franco Serblin Lignea medium gloss graphite
Артикул: 175235
В избранное
В избранном
 
1 144 990 ₽
Полочная акустика Franco Serblin Accordo grey high gloss
Полочная акустика Franco Serblin Accordo grey high gloss
Артикул: 175237
В избранное
В избранном
 
1 857 990 ₽
Полочная акустика Franco Serblin Accordo walnut
Полочная акустика Franco Serblin Accordo walnut
Артикул: 175238
В избранное
В избранном
 
1 813 990 ₽