Мнения насчет того, нужно ли прогревать компоненты акустической системы, разделяются. Кто-то уверенно заявляет, что по-настоящему колонки, усилители и другие устройства проявят себя только после сотен часов эксплуатации, другие уверены в том, что всё это — пустые обещания маркетологов. Взглянем на факты и разберемся, за кем правда.
Что такое прогрев
Часто можно встретить мнение о том, что сразу после покупки ни о каком настоящем звуке свежего компонента речи идти не может. Некоторые эксперты и даже производители советуют выделить некоторый период на прогрев нового элемента — от нескольких часов до целых недель регулярного прослушивания. Как правило, это объясняется тем, что за это время начинка аппаратуры приходит в рабочее состояние, подвергаясь реальному нагреву и физическим изменениям — от подключения к сети и воспроизведения музыки.
Нередко необходимостью прогрева объясняют явные недостатки — якобы все зазвучит гораздо лучше когда-то в будущем. Отсюда и скепсис многих аудиофилов — разве система, в которую вложено столько денег, не должна звучать идеально прямо из коробки? И как гарантировать то, что нам понравится итоговое звучание?
Как и во многих других аспектах Hi-Fi, вокруг прогрева сложилось множество мифов. И, как это часто бывает, некоторые из них имеют под собой серьезную фактическую основу, а другие опираются на исключительно субъективное восприятие.
Реален ли прогрев компонентов
Все компоненты аудиосистемы состоят из множества физических деталей. На их состояние и эффективность работы влияет множество факторов, не последний из которых — температура. От поведения внутренних компонентов при нагреве, в свою очередь, зависит главное — звучание. При этом каждый тип устройств по-своему реагирует на длительное использование.
Но какими бы ни были эти изменения, они не изменят звучание вашей системы настолько радикально, что «пластиковое бухтение» вдруг превратится в «глубокий шелковистый бас». У возможностей любых устройств есть предел, и даже самый значительный прогрев вряд ли изменит АЧХ вашей акустики настолько, что вы не узнаете купленные в магазине колонки.
Прогрев динамиков
Если мы говорим о прогреве в самом широком его понимании, которое включает в себя «обкатку» компонентов для их правильной работы, то больше всего смысла это имеет в акустических системах. Здесь на передний план выходит не столько непосредственный нагрев частей динамиков, сколько трение между ними.
Дело в том, что колонки имеют множество подвижных частей, которым нужно буквально «притереться» друг к другу и звучащей через них музыке — это катушки, подвесы драйверов, даже сам материал динамиков. Всему этому необходимо время, чтобы привыкнуть к реальным нагрузкам и выйти на обещанные производителем параметры.
Это происходит потому, что только-только вышедшие с завода детали обладают высокой жесткостью и внутренним напряжением. Конструктивно они выполнены как надо, но для того, чтобы «ожить», им надо избавиться от статичного положения и «разогнаться» до нужного состояния.
Чтобы поднялась эластичность динамиков, увеличилась отзывчивость подвески и выровнялись остальные параметры, как раз может потребоваться немало времени — вплоть до десятков часов в зависимости от конструкции. Стоит учитывать и то, что изменения в материалах не остановятся по волшебству в какой-то конкретный момент. Продолжительная эксплуатация так или иначе будет влиять на характер колонок на протяжении всего срока службы.
Есть несколько проверенных способов прогрева колонок. Самый популярный и универсальный — просто слушать через них музыку при любом подходящем случае. Желательно делать это на максимально допустимой громкости и включать максимально разнообразные жанры и произведения. Так прогрев будет происходит на всех отрезках частотного спектра, а значит, и эффект окажется более равномерным. По этой причине вместо реальной музыки советуют использовать белый или розовый шум. Чем полнее будет задействован весь спектр, тем полнее пройдет прогрев.
Более сложный, спорный, но безопасный для соседей способ — чисто механическое воздействие. Для этого варианта колонки нужно поставить вплотную друг к другу динамиками (на расстоянии 30–40 см), а сами их подключить так, чтобы они выдавали разные фазы. За счет этого звук будет отменять сам себя, а динамики — совершать противоположные движения. Чтобы убедиться, что никакой звук не «протекает» наружу, получившуюся конструкцию можно накрыть любым звукоизолирующим материалом.
Прогрев электроники
В таких компонентах, как усилители звука и предусилители, прогрев тоже играет свою роль. Сразу нужно сказать, что речь идет преимущественно об аналоговых устройствах. Хотя в цифровых сетапах, разумеется, действуют те же физические законы, сама природа микросхем делает этот эффект минимальным.
А вот что действительно зависит от наличия высоких температур, так это ламповые усилители. В таких каскадах большинство энергии как раз уходит на нагревание ламп, ведь без этого система и вовсе не будет работать. Вспомните — после выключения усилителя нужно сначала подождать, пока трубки раскалятся и музыка зазвучит на всю мощь.
Выходит, в случае с ламповыми усилителями прогрев становится не разовой акцией, а ключевой функцией устройства, без которой полноценная работа просто невозможна. К пассивным мерам, как с колонками, тут лучше не прибегать, ведь буквально каждая минута сокращает ресурс самих ламп.
Нечто похожее, но гораздо менее драматичное, происходит и в транзисторных контурах. Многие владельцы такого вида устройств отмечают, что «холодная» система не всегда радует звуком, а вот спустя десять–двадцать минут начинается реальный Hi-Fi.
Это не иллюзия и не обман слуха — под воздействием температуры многие детали транзисторов расширяются и даже меняют положение, что влияет на свойства тока и выходящий из усилителя звук. Что интересно, изменения могут происходить не только в лучшую сторону — с помощью прогрева можно, наоборот, выявлять недостатки схемы и находить дефекты среди множества сложных компонентов.
Прогрев коммутации
С Hi-Fi кабелями всё несколько сложнее. Если в случае с динамиками и усилителями большинство все-таки сходится на том, что разница действительно слышна, коммутация делит всех на два полярных лагеря.
Противники идеи убеждены в том, что прогревать в проводах нечего, и на вариативность звука влияет только правильность подключения и состояние контактов. Сторонники же считают, что провода обязательно должны «сыграться» с системой, причем весь процесс чуть ли не требуется начинать заново при малейшем изгибе кабеля.
Обе школы мысли учат правильным вещам. К первым стоит прислушаться, чтобы не забывать о том, что систему нужно содержать в чистоте. Пыль и другие микроскопические частицы оседают на любых компонентах системы, влияя на проводимость сигнала. Клеммы и разъемы периодически стоит протирать, чтобы избежать падения качества и повреждений контактов.
Советы вторых тоже основаны на логике. Подбор и размещение коммутации — важный процесс, и сам по себе он действительно может влиять на звучание всей системы. При изменении положения и, тем более, перегибе кабеля не лишним будет, как минимум, проверить, что всё работает как прежде — а для этого нужно какое-то время послушать систему в деле.
Реальных доказательств важности прогрева проводов очень мало, но даже скептики сходятся на том, что это одна из тех вещей, которые точно не нанесут вреда. Так или иначе, нужные цифры рано или поздно набегут сами по себе при активном прослушивании.
«Прогрев» слушателя
Пожалуй, самый недооцененный аспект полноценного прогрева системы — в том, что происходит с нашими ушами и общим восприятием. Ведь звучание зависит не только от того, что выдает акустика — не меньшую роль играет и то, что и как мы слышим. Очень сложно найти объективные оценки эффективности прогрева — те же транзисторы в «холодном» и «горячем» положении показывают настолько маленькие расхождения, что даже самый серьезный исследователь спишет их на погрешность измерений.
По некоторым данным, «обкатанные» и разогретые колонки могут расширить свою АЧХ примерно на 15%. Хватит ли этого, чтобы мы действительно заметили улучшения? И как нам оценить эту разницу на слух, если у нас есть только наше субъективное восприятие?
Возможно, ответ кроется как раз в этой субъективности. Человеческое внимание очень выборочно, и наша возможность слышать точнейшие нюансы зависит от того, насколько мы сфокусированы на них. Настроение, здоровье, степень расслабленности и даже наше расположение в комнате делают каждый опыт уникальным. В это уравнение стоит добавить и то, что за продолжительное время мы привыкаем к определенным характеристикам сетапа и моментально улавливаем, если что-то изменило звучание.
Выходит, прогрев — не только физическое явление в компонентах системы, но и психологический процесс внутри самого слушателя. Пока детали акустики «притираются» друг к другу, то же самое происходит между сетапом и его владельцем, и это — самый важный этап.
Итоги
Природу прогрева сложно понять и практически невозможно измерить, но в конечном итоге от него зависит то, как себя проявят выбранные вами компоненты. В то же время нельзя полагаться на этот процесс, если с самого начала вы недовольны тем, как звучит та или иная деталь вашего сетапа. Он вряд ли исправит неправильно подобранные характеристики — вы же не хотите привыкать к неподходящей вам системе, надеясь, что однажды они изменятся?
Прогрев напоминает нам о том, что аудиофилия — увлечение, требовательное не только к деньгам, но и ко времени. Нужно быть готовым вложить свое внимание и дополнительные усилия, чтобы добиться идеальных результатов, а в случае ошибки — вовремя ее признать. Сделать правильный выбор и подобрать подходящие именно вам компоненты всегда можно в Галерее «Назаров».
Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ