Сегодня даже на обычном ноутбуке можно встретить разъемы, предназначение которых понятно не всем — чего уж говорить о высококлассных устройствах, которые предлагают огромное количество опций для подключения. И если XLR и USB друг от друга отличит даже новичок, то разница между двумя разными «джеками» или RCA и коаксиальным кабелем уже не так очевидна.
В этой статье мы собрали ключевые типы соединений, которые можно встретить в большинстве современных устройств. Неважно, собираете ли вы систему для прослушивания винила или сверхсовременный домашний кинотеатр — скорее всего, вы обязательно столкнетесь с несколькими из этих стандартов.
Что нужно знать о кабелях и разъемах
В описаниях кабелей часто говорится о таких вещах, как балансное соединение, разъемы «мама» и «папа» и других специфических явлениях. Пробежимся по основным понятиям, которые помогут лучше понять язык коммутации.
Балансное и небалансное подключение
Главный бич любого соединения — шум, возникающий от самих кабелей. Чем они длиннее, тем больше подвержены сторонним помехам, ловле «наводок» от радиотехники и другим вмешательствам.
Небалансный кабель состоит из одного провода, по которому проходит сигнал, и заземляющего провода. В такой конструкции гашение шума не предусмотрено, поэтому спасти от лишних призвуков поможет только сокращение длины кабеля.
В балансном кабеле сигнальных проводов два. Звук по ним передается с противоположной фазой, а вот возникающий шум идентичен в обоих проводах. На выходе из кабеля сигнал одного из проводов инвертируется, и звук возвращается в нужную фазу. Шум при этом вступает в противофазу сам с собой и полностью исчезает.
Соединения «мама» и «папа»
У каждого соединения есть две составные части, которые официально называются «штепсельная вилка» (выступающая часть) и «штепсельная розетка» (гнездо, в которое вставляется выступ). В обычной жизни их принято называть «мама» и «папа», а за рубежом используются маркировки male и female, так как это наглядное обозначение своими корнями уходит в анатомию. «Мама» чаще всего расположена на самом устройстве, а «папа» — на конце кабеля, но в некоторых случаях может быть и наоборот.
Аналоговые и цифровые кабели
Разница между аналогом и цифрой — в природе передачи звука. В аналоговых кабелях сигнал перемещается посредством меняющегося напряжения тока, который на выходе сообщает колонкам необходимые колебания.
Цифровой сигнал представляет собой двоичный код, который несет в себе информацию о звуке. Когда этот поток данных попадает в аудиосистему, он расшифровывается цифро-аналоговым преобразователем (ЦАПом), а на колонки поступает уже традиционный аналоговый сигнал.
Использование тех или иных кабелей определяет источник звука. Например, если вы взялись за электрогитару или подключаете виниловый проигрыватель, вам понадобится аналоговый кабель. А если вы хотите вывести скачанный фильм на проектор, то не обойтись без цифрового.
Межблочные кабели
Межблочные кабели нужны для подключения разных компонентов системы друг к другу. Это короткие соединения, задача которых — проводить звук от устройства к устройству, не приводя к потерям и созданию помех. Многие межблочные соединения используют стандарт RCA, но встречаются и другие варианты разъемов — например, Speakon, используемый для соединения усилителей со спикерами.
Аналоговое подключение
Неоспоримая классика, некоторые представители которой появились на заре эпохи аудиозаписи. В основе всех аналоговых соединений лежит физическая природа звука, который переводится в электрический сигнал для передачи по проводам.
RCA
Классические «тюльпаны», которые можно встретить на чем угодно — от старого телевизора до премиального винилового проигрывателя. Именно благодаря вертушкам за RCA закрепилось другое название — Phono, которое до сих пор можно встретить на соответствующих разъемах в усилителях.
Несмотря на то, что RCA — небалансный вид подключения, требующий отдельного соединения под каждый канал, он до сих пор остается главным стандартом для домашнего и профессионального оборудования для работы со звуком и другими медиа. RCA может использоваться как для передачи моно- и стереосигнала, так и для подключения многоканальных систем и даже видеоисточников. Существует классификация по цветам, каждый из которых говорит о корректном применении отмеченного им разъема.
TS
Хорошо знакомый всем «джек» изначально появился для передачи телефонного сигнала — этим разъемом пользовались операторы телефонных станций для соединения абонентов. В дальнейшем он стал незаменимым для инструментальных кабелей и передачи моно-сигнала.
Официальное название TS — сокращение от tip sleeve. Это описывает конструкцию соединителя — кончик, к которому подведен сигнальный провод, и гильза, на которую выходит заземление.
TRS
Балансный аналог TS, в котором добавлен еще один элемент. Tip ring sleeve — это кончик, кольцо и гильза, где к кольцу присоединяется второй сигнальный провод, в котором звук находится в обратной фазе к первому. TRS может передавать балансный сигнал как в стерео так и в моно, но из-за разницы в конструкции несовместим с разъемами TS — неправильное соединение может вызвать короткое замыкание.
И TS, и TRS можно встретить в разных диаметрах, в основном — 6,3 и 3,5 мм. Большие «джеки», как правило, используются в профессиональной аппаратуре и аудиофильском оборудовании. Маленькие версии TRS распространены в устройствах бытового класса — например, в разъемах наушников на большинстве смартфонов.
XLR
Балансный разъем, в котором роль кончика, кольца и гильзы выполняют три одинаковых по длине штекера. XLR отличается высокой проводимостью тока и хорошим качеством передачи, что делает его отличным вариантом для устройств высокой точности.
Чаще всего XLR применяют в профессиональных микрофонах и другом сценическом оборудовании. Долгое время этот разъем был основным выбором для соединения между усилителем и колонками, но в последние годы конкуренцию ему составляет более совершенный Speakon.
Speakon
Запатентованное изобретение компании Neutrik было специально разработано для соединения усилителей с колонками. Главная особенность этого вида подключения — способность работать с током высокого напряжения в аудиосистемах. Дополнительное экранирование позволяет сохранять безопасность, выходя за пределы того, на что способен XLR.
Цифровое подключение
Цифровое подключение отличается от аналогового не только самими разъемами, но и форматом кабелей. В каждом из них реализован свой собственный способ передачи информации, а сами данные зачастую не ограничиваются только аудиосигналом.
USB
Универсальное семейство разъемов, которое сегодня применяется в любых устройствах, которые только можно представить. USB-кабели способны передавать цифровые данные любого типа или чистый электрический ток, поэтому их используют хоть в телефонных зарядниках, хоть в профессиональных аудиоинтерфейсах. USB пришел на замену и устаревшему MIDI, который использовался для связи музыкальных инструментов, хотя некоторые фирмы сегодня используют оба варианта.
Есть несколько видов USB. Type A чаще всего можно встретить в компьютерной технике, а для аудиоборудования обычно применяется Type B. Скоростной и компактный Type C активно вымещает все другие разновидности этого формата и отлично проявляет себя как в работе с данными, так и в передаче звука и видео на скорости до 10 Гбит/с.
В устройствах Apple используется свой аналог USB-соединения — Thunderbolt, который обеспечивает более высокую скорость (до 40 Гбит/с) и поддержку дополнительных протоколов обмена данными.
S/PDIF
В первую очередь, S/PDIF — протокол передачи данных, который обычно используется для передачи несжатого стереосигнала от CD-проигрывателя к усилителю. Этот формат может использоваться и в многоканальных системах, но тогда аудио приходиться кодировать, чтобы обеспечить достаточную скорость трансляции.
Есть две разновидности кабелей S/PDIF — коаксиальные и оптические. В первом случае разъемы идентичны традиционному RCA, но для передачи звука потребуется коаксиальный кабель с сопротивлением 75 Ом.
Оптический кабель использует оптоволокно для передачи данных в виде цифровых импульсов. Подключается «оптика» через специальные разъемы Toslink, разработанные компанией Toshiba. В целом, оптическое подключение является более предпочтительным вариантом, так как обеспечивает большую сохранность данных и защиту от помех. А вот рекомендуемая дальность и оптического, и коаксиального кабеля ограничена 10 метрами.
HDMI
Популярный разъем, который давно прописался на панелях ноутбуков, телевизоров, проекторов и прочих мультимедиа-систем. Актуальный протокол HDMI 2.2 обгоняет даже самые продвинутые аналоги — информация по нему движется со скоростью 96 Гбит/с, чего хватает для самых требовательных форматов аудио и видео вплоть до 10К!
Как и в случае с S/PDIF, максимальная рабочая длина HDMI — 10 метров, но существуют кабели с добавленным оптоволокном, которые увеличивают это значение до целых 150 метров.
HDMI постоянно совершенствуется и вполне способен заменить любые другие стандарты для работы с медиа, но самую преданную аудиторию этот формат нашел среди видеолюбителей, собирающих персональные кинотеатры.
Какие разъемы лучше
На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, ведь всё зависит от сферы применения и доступных вариантов на самом оборудовании. Недаром все форматы из этого списка продолжат существовать, развиваться и находить свою аудиторию. Даже во многом несовершенный монофонический «джек» незаменим в своей профессиональной среде.
Когда вы собираете полностью аналоговую систему, то, скорее всего, столкнетесь с привычными RCA и XLR. Производители цифровых компонентов в большинстве случаев дают широкий выбор между USB, HDMI и обеими вариантами S/PDIF. Если вы хотите сделать правильный выбор коммутации для вашей системы, разобраться в особенностях подключения помогут эксперты Галереи «Назаров»!
Записаться на прослушивание
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ