Доставка
ООО «НАЗАРОВ» +7 (495) 646-71-07
Москва, Большая Ордынка, 13/9
пн-сб 10:00-20:00, вс 10:00-19:00

DOLBY ATMOS - Домашние кинотеатры

Неужели действительно объемный звук в домашнем кинотеатре только появился? Да!


d_atmos_09.jpg Формат DOLBY ATMOS стремительно ворвался на рынок систем домашних кинотеатров. Сейчас им оснащены уже практически все старшие модели АВ ресиверов, а скоро этот формат должен стать обязательной опцией и в младших моделях. В чем достоинства новинки по сравнению с многочисленными уже существующими форматами объемного звучания?

О DOLBY ATMOS написано уже довольно много, и те, кто хочет углубиться во все технические тонкости, без труда найдут необходимую информацию. В данном материале предлагается описание стандарта и принципов его работы в популярной форме, без излишней «научности».

d_atmos_11.jpg Если кратко, то раньше при создании саундтреков к фильмам с объемным звучанием, для каждой используемой в помещении акустической системы звук записывается в отдельном канале еще на стадии сведения. При этом предполагается, что все акустически системы будут располагаться в помещении в строго определенных местах относительно слушателя. Только при таком условии получаемое звуковое поле будет соответствовать той картине, которая закладывалась при монтаже саундтрека. В коммерческих кинотеатрах или специализированных частных кинозалах эти требования выполнить можно, да и то не всегда. Что же касается реальных жилых помещений, то на практике расположить колонки «как надо» почти никогда не удается. В результате предполагаемая звуковая картина не только искажается, но зачастую полностью разрушается. Вместо нее остаются только отдельные звуки, которые периодически слышны то из одной, то из другой колонки.

d_atmos_02_02.jpgПринцип работы системы DOLBY ATMOS отличается в корне. Звукорежиссер записывает определенный звук во всей его полноте, не разделяя его между каналами. Затем в трехмерном пространстве указываются его координаты и траектория перемещения. Эта информация представляет собой отдельные служебные данные, которые непосредственно на сам звуковой сигнал не влияют. Процессор «на месте» уже сам рассчитывает, как распределить звук между реально имеющимися акустическими системами с учетом их расположения, чтобы в каждый момент времени он для слушателя находился именно в той точке пространства, что указана звукорежиссером. Этот принцип, примененный в DOLBY ATMOS, называется «аудио объектный», в отличие от «канального», используемого другими форматами.

Возьмем банальный пример с пролетающим самолетом, например по диагонали комнаты со стороны экрана. Чтобы обеспечить эффект плавного перемещения звука в пространстве, в предыдущих форматах еще на студии определялось как он будет последовательно нарастать и утихать в каждой конкретной колонке. Но стоит расположить колонки в неидеальных для создания эффекта местах, или ошибиться с подбором модели, и «самолет» будет то появляться, то пропадать, то по звуку напоминать истребитель, то бомбардировщик.

d_atmos_03.jpg d_atmos_04.jpg
В системе DOLBY ATMOS с максимальным качеством будет записан непрерывный звук пролетающего самолета. А дальше звукорежиссер просто добавит отдельные данные о координатах «движения самолета» в вашей комнате.

При установке домашнего кинотеатра, процессор DOLBY ATMOS при помощи микрофонов и тестовых сигналов определит фактическое расположение и особенности применяемых акустических систем. А дальше он самостоятельно распределит монолитный звук между ними так, чтобы «самолет» пролетел в трехмерном пространстве четко по назначенной для него траектории, причем с сохранением всех тембральных характеристик. Даже если вы используете меньше колонок по сравнению с идеальным количеством, процессор обеспечит максимально возможный результат в данной конкретной ситуации.

По сути, процессор DOLBY ATMOS теперь в режиме реального времени проделывает ту работу, которую раньше делали звукорежиссеры в студии, распределяя звук между дорожками. Но может ли он качественно справиться с этим?

Естественно, мощность процессоров на борту домашнего кинотеатрального оборудования существенно выросла, как и существенно усложнилась заложенная в них «математика». Что получается на выходе лучше оценить самостоятельно. Но практически во всех случаях сравнение с со старыми форматами идет в пользу DOLBY ATMOS с большим перевесом.

«Берем с потолка…»


d_atmos_05.jpg d_atmos_06.jpg d_atmos_07.jpg
Первое, что бросается в глаза неискушенному пользователю, это то, что в долби атмос присутствуют дополнительные колонки, размещаемые на потолке. В упрощенной версии дополнительные колонки ставят на основные и направляют вверх так, чтобы излучаемый ими звук отражался от потолка в направлении слушателя. Таким образом создается эффект виртуального присутствия потолочной акустики.

А зачем она нужна? В традиционных 5.1-канальных или 7.1.- канальных системах все колонки обычно расположены в одной плоскости, а следовательно действительно трехмерную картину формировать не могут в принципе. Добавление потолочной акустики задает еще одно измерение и делает звуковое поле действительно трехмерным.

В некоторых форматах многоканального звука также есть дополнительные колонки, располагающиеся на заданной высоте в строго определенных местах. Но на практике в обычной гостиной обеспечить требуемое размещение крайне затруднительно, иначе гостиная превратится в специализированный кинозал. Поэтому эти форматы фактически распространение не получили.

В общем, преимущества DOLBY ATMOS по сравнению со всеми другими стандартами домашнего кинотеатра с технической точки зрения очевидны. Но, самое главное, даже неподготовленные пользователи при прослушивании отдают им безоговорочное предпочтение. Причем касается это не только спецэффектов блокбастеров, но обычной музыки, поскольку система DOLBY ATMOS способна, также, воссоздать дома и акустические характеристики концертного зала. Ведь звучание, например, симфонического оркестра в Ла Скала разительно отличается от того, как если бы концерт проходил просто в клубе. В данном случае задача системы не «гонять звуковые объекты по квартире», а воспроизводить эффекты переотражений звука, присущие конкретному концертному залу. Да и живой концерт AC/DC или Pink Floyd воспринимается совершенно по-другому, когда слушатель находится «внутри события». А этот эффект достигается во-многом благодаря качественной системе объемного звука.

Но что делать, если домашний кинотеатр уже есть, и он совсем не DOLBY ATMOS? Не стоит отчаиваться. Ваше существующее оборудование можно использовать, сделав его апгрейд! Вообще возможно построение целого ряда конфигураций системы с использованием DOLBY ATMOS дома:
  • 5.1 + 2 колонки на потолок;
  • 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
  • 5.1 + 4 колонки на потолок;
  • 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
  • 7.1 + 2 колонки на потолок;
  • 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
  • 7.1 + 4 колонки на потолок;
  • 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
  • 9.1 + 2 колонки на потолок;
  • 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
  • 9.1 + 4 колонки на потолок;
  • 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.

Профессиональный консультант сможет оценить имеющийся у вас арсенал оборудования, особенности вашего помещения, и по согласованию с вами определить наилучшее решение для вашей системы. Конечно, процессор, а так же некоторое количество акустических систем придется докупить. Но это несоизмеримо меньшие затраты по сравнению с полной заменой всей техники.

d_atmos_10.jpg

Ну хорошо, предположим с «железом» все понятно. А что насчет контента?


d_atmos_08.jpg Если еще год назад существовали разве что демонстрационные треки, то сейчас количество материала стремительно растет. Практически все новые рейтинговые фильмы сразу выходят в версии DOLBY ATMOS. Да и старые переиздаются в этом формате. То же самое относится и к музыкальным программам. С каждым днем их становится все больше и больше, и рост их количества явно опережает возможности по просмотру фильмов, если только вы не занимаетесь этим ежедневно и круглосуточно.

Итак, что же нужно сделать конкретно, чтобы получить у себя дома систему домашнего кинотеатра, которая действительно впечатляет?


Шаг 1. Прежде всего, самому оценить все возможности и достоинства нового формата. Для этого можно посетить Галерею электроники «Назаров», в которой реализованы кинотеатры на базе DOLBY ATMOS и проводятся демонстрации этой системы.

Шаг 2. Спроектировать свою домашнюю систему – будь то создаваемая с нуля или подвергаемая апгрейду. Специалисты нашей компании порекомендуют лучшее решение исходя из всех ваших условий и специфики помещения. Возможно, вам подойдет одно из уже испытанных и отработанных решений. Но мы готовы создать практически любую индивидуальную систему, вплоть до частного кинозала топ-уровня.

Шаг 3. Реализовать систему дома – установить и настроить оборудование. И в этом мы тоже сможем помочь вам, сделав все необходимые работы на высочайшем уровне качества.